Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
Машины    



В годы Второй мировой войны было создано огромное количество нового оружия. Некоторые разработки получались откровенно странными. Одной из таких можно смело считать железобетонную броню для танков Т-34 и некоторых других машин, уровень защиты которых казался советскому командованию недостаточным.


Потери танков росли. /Фото: militaryarms.ru.

Потери танков росли. /Фото: militaryarms.ru.


На дворе был 1942 год, у вермахта появились новые кумулятивные снаряды и модификации танков. Все это закономерным образом привело к существенному увеличению потерь советских танков. В первую очередь средних Т-34. Руководство армии задалось вопросом о потенциале улучшению имеющейся брони. К работе было привлечено множество опытных инженеров среди которых оказался и советский конструктор Николай Федорович Цыганов. Инженеру было поручено возглавить направление по разработке танковой эрзац-брони из железобетонных блоков.

Николай Федорович. /Фото: dmitrovsk1943.mybb.ru.

Николай Федорович. /Фото: dmitrovsk1943.mybb.ru.


Предполагалось, что навесные конструкции из железобетона позволят существенно повысить выживаемость советских танков против новых кумулятивных боеприпасов. Сама по себе идея была не нова. Подобные эксперименты проводились в разных странах еще в Первую мировую войну. Эрзац-бронирование пытались делать и в начале Второй мировой войны, например в Великобритании в 1940 году создали экспериментальный бетонный бронемобиль «Бизон».

Попытка была интересной. /Фото: mirinteresen.ru.

Попытка была интересной. /Фото: mirinteresen.ru.


Эрзац-броня для Т-34 из бетонных блоков была разработана отрядом Цыганова за несколько месяцев. Уже в 1942 году начались первые испытания. Принцип устройства такого бронирования был достаточно прост: к металлическому корпусу танка приваривались крючья и скобы, на которые подвешивались отдельные железобетонные блоки. При этом конструкция монтировалась таким образом, чтобы между бетонной и железной броней оставалась воздушная подушка в 150-300 мм. Ставились блоки на лоб танка, борта и башню.

Танк становился слишком тяжелым. /Фото: Twitter.

Танк становился слишком тяжелым. /Фото: Twitter.


Предсказуемым образом использование железобетонных боков серьезно увеличивало массу Т-34. Если боевая масса Т-34-76 составляла 26.6-30.9 тонн в зависимости от модели, то навесная броня из блоков добавляла к ней еще от 6 до 13 тонн. Утяжеление танка почти на половину ухудшало скоростные показатели танка, а также его проходимость на местности. В результате чего 34-ка теряла одно из своих главных преимуществ. Кроме того, установка бетонных блоков сокращала скорость поворота башни с 2 минут 20 секунд до 2 минут 42 секунд.

Сама по себе идея эрзац-брони была не нова. /Фото: en.wikipedia.org.

Сама по себе идея эрзац-брони была не нова. /Фото: en.wikipedia.org.


Предполагалось, что экранировать танки при помощи железобетонных блоков можно будет прямо в полевых мастерских. Однако и здесь все было не так радужно. Каждый Т-34 нужно было оснастить 22 блоками: 6 лобовых, 6 задних, 10 бортовых. Все эти было были не одинаковыми, что существенно усложняло сложность их производства. При этом в среднем блок мог весить от 340 до 700 кг, что делало невозможной установку эрзац-брони без строительных кранов.

Все перечисленное создавало зачастую непреодолимые сложности в условиях фронта. Жирную точку в истории проекта поставил тот факт, что железобетонная броня фактически не улучшала характеристики выживания боевой машины. В итоге от проекта отказались, хотя активная разработка велась еще весь 1943 год.

В продолжение темы читайте про 5 популярных заблуждений о «лучшем» пулемете Второй мировой войны MG-42.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:





2314
23.03.2021 20:05
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё