Архитектура RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Мост Акаси Кайкё (или Жемчужный мост) — одна из выдающихся достопримечательностей Японии, до недавнего времени еще и самая длинная переправа мира с подвесной конструкцией. За его великолепными архитектурными формами и харизматичным видом скрыты невероятно сложные условия строительства, значительные технические трудности, огромные финансовый затраты и много интересных фактов и историй, говорящих об уникальности объекта.


1. Предпосылки появления моста Акаси Кайкё



Подвесной мост Акаси Кайкё – тройной рекордсмен и национальная гордость Японии. | Фото: famouswonders.com.

Подвесной мост Акаси Кайкё – тройной рекордсмен и национальная гордость Японии. | Фото: famouswonders.com.


Это сейчас мост Акаси Кайкё (Akashi Kaikyo Bridge, что в переводе означает «большой мост через пролив Акаси») — чудо инженерной мысли и рекордсмен, которым восхищается весь мир. Понадобилось немало времени, и даже человеческих жертв, чтобы правительство страны решилось на строительство сложнейшей структуры, которую нужно было грамотно рассчитать, сделать проект и предусмотреть все риски.

Пролив Акаши между островами Авадзи и Хонсю хоть и один из самых удобных путей сообщения, но самый сложный (Akashi Kaikyo Bridge, Япония).

Пролив Акаши между островами Авадзи и Хонсю хоть и один из самых удобных путей сообщения, но самый сложный (Akashi Kaikyo Bridge, Япония).


Примечательно: Пролив Акаси (ширина от 1,5 до 4 км, максимальная глубина около 110 м), расположенный между Осакским заливом и Внутренним морем Сето, является одним из самых важных международных морских путей Японии, по которому ежедневно проходит около 1,4 тыс. судов, лодок и катеров в сутки. При этом он один из самых опасных путей, поскольку приливное течение составляет около 4,5 м/с, плюс ко всему мощные штормы, ураганы, землетрясения и очень плотный трафик, что усложняло соединение между материковой частью и островом Авадзи, осуществляемое с помощью паромной переправы вплоть до конца XX века. И только лишь трагедия, унесшая 168 человеческих жизней, которая произошла в 1955 году (столкновение двух паромов во время шторма), заставила правительство островов принять твердое решение о строительстве моста.

2. Исследования местности и расчеты, занявшие 15 лет



Мост Акаси-Кайкё – архитектурная мечта, воплощенная в жизнь (Akashi Kaikyo Bridge, Япония). | Фото: zekkeijapan.com.

Мост Акаси-Кайкё – архитектурная мечта, воплощенная в жизнь (Akashi Kaikyo Bridge, Япония). | Фото: zekkeijapan.com.


После катастрофы, унесшей жизнь пассажиров, в 1957 году муниципальное правительство Кобе разработало программу исследования местности, и в 1959 г. было представлено пять потенциальных маршрутов между островами Хонсю и Сикоку. С 1961 г. Японскому обществу инженеров-строителей было поручено разработать проект моста и сделать расчеты, которые показали, что строительство моста через пролив Акаси будет сталкиваться с «чрезвычайно суровыми условиями проектирования и процессами строительства большепролетного моста, не имеющего аналогов в мире».

Лабораторные испытания в аэродинамической трубе с реальной моделью части Akashi Kaikyo Bridge. | Фото: famouswonders.com.

Лабораторные испытания в аэродинамической трубе с реальной моделью части Akashi Kaikyo Bridge. | Фото: famouswonders.com.


Предполагаемые сложности потребовали дополнительных исследований, хотя шел уже 1967 год. После всех доработок и всех испытаний в 1970 году создали Управление моста Хонсю-Сикоку (на данный момент Компания по скоростной автомагистрали моста Хонсю-Сикоку), и в 1973 году был утвержден проект моста с центральным пролетом 1780 метров, но строительство так и не началось из-за экономических проблем.

3. Характеристика подвесного моста



Проектирование моста заняло более 15 лет (Akashi Kaikyo Bridge, Япония).

Проектирование моста заняло более 15 лет (Akashi Kaikyo Bridge, Япония).


Разработкой проекта занимался инженер-архитектор Сатоши Касима, который учел многолетние исследования и результаты испытаний, постаравшись предусмотреть не только технические нюансы, об эстетике он также не забыли. Были внесены изменения, на некоторых участках довольно значимые. В итоге новым проектом было предусмотрено: общая длина трех пролетов – 3910 м, центральная секция между главными башнями – 1990 м, две другие — по 960 м каждая. Высота основных башен – 282,8 м над водой, опорная конструкция погружена на 60 м вглубь земли, просвет от нижней части конструкции до воды – 65,75 м (для прохода судов).

Мост состоит из 6 полос для автомобильного движения (Akashi Kaikyo Bridge, Япония). | Фото: interestingengineering.com.

Мост состоит из 6 полос для автомобильного движения (Akashi Kaikyo Bridge, Япония). | Фото: interestingengineering.com.


Первым проектом было предусмотрено как автомобильное движение, так и железнодорожное сообщение. К окончанию проекта были внесены некоторые коррективы, которые, в основном, продиктовала сама природа. Мало того, что изменилась длина подвесного пролета (самостоятельно!), так еще и пришлось отказаться от железнодорожной ветки, оставив лишь 6-полосную автомобильную трассу.

4. Дизайн



Конструкция подвесного моста сочетает в себе элегантную эстетику, богатство инженерных технологий с японскими техническими возможностями (Akashi Kaikyo Bridge, Япония). | Фото: interestingengineering.com.

Конструкция подвесного моста сочетает в себе элегантную эстетику, богатство инженерных технологий с японскими техническими возможностями (Akashi Kaikyo Bridge, Япония). | Фото: interestingengineering.com.


При разработке дизайна особое внимание уделялось влиянию конструкции на окружающую среду. По понятным причинам никак нельзя было избежать ни буровых работ, ни уменьшить опорные конструкции, соприкасающиеся с землей, ведь, как известно, Япония – это страна с одними из худших природных условий на планете. Наводнения, землетрясения, приливы, цунами – все это является настоящим испытанием для мостостроителей, прокладывающих переправы в самых сложных условиях на планете. Наряду с техническими инновациями, при проектировании сооружения с гигантскими башнями учитывались эстетические требования, где наряду с надежностью и безопасностью, гармоничной интеграцией в природный ландшафт и «хорошему балансу между светом и тенью» отводилось значимое место.

Стальная конструкция и перила моста окрашены в светло-зеленый цвет (Akashi Kaikyo Bridge, Япония). | Фото: zekkeijapan.com.

Стальная конструкция и перила моста окрашены в светло-зеленый цвет (Akashi Kaikyo Bridge, Япония). | Фото: zekkeijapan.com.


Некоторые хитрости, внедренные в конструкцию, позволили «облегчить» огромные конструкции настолько, что они кажутся изящными и элегантными. Этому поспособствовали и особенная геометрия объекта, и «ажурные» стальные башни, и переплетения ограждений, и даже выбранный цвет – зеленый, который идеально сочетается с природным окружением и городским пейзажем.

По сведениям авторов Novate.ru, совсем недавно краску обновили, теперь башни и подвесная конструкция покрыты инновационным составом на основе фторсодержащей смолы, которая обладает высокой износостойкостью, имеет отличные водоотталкивающие и антикоррозионные свойства, не выгорает и не теряет глянцевый блеск.

5. Природный контроль надежности и качества конструкции



На строительстве моста было задействовано более 2 миллионов человек (Akashi Kaikyo Bridge, Япония). | Фото: ralphmirebs.livejournal.com.

На строительстве моста было задействовано более 2 миллионов человек (Akashi Kaikyo Bridge, Япония). | Фото: ralphmirebs.livejournal.com.


Строительство подвесного моста Акаси Кайкё было начато лишь 1986 году, понадобилось долгих 12 лет, чтобы сложнейшая конструкция, наконец, соединила два берега. В большей степени задерживались работы из-за тяжелых погодных условий и сильных ветров. Хотя случались и настоящие катастрофы.

В тот период, когда подводные опорные конструкции и сами башни уже были построены, произошло мощное землетрясение магнитудой 7,2 по шкале Рихтера, а эпицентр оказался практически под мостом на глубине от 10 до 20 км и случилось это в январе 1995 года. Во время землетрясения в городе Кобе и на острове Авадзи было много разрушений, а недостроенная конструкция Акаси Кайкё все-таки устояла.

Общая высота башен достигает 298,3 м (Akashi Kaikyo Bridge, Япония).

Общая высота башен достигает 298,3 м (Akashi Kaikyo Bridge, Япония).


После непредвиденной катастрофы, дно залива, берега и имеющуюся структуру всесторонне исследовали, но кардинальных повреждений не было обнаружено. Единственное, изменилась длина пролетов, башни удалились друг от друга на 1 метр! Однако опорные фундаменты моста перемещались вместе с грунтом и остались без трещин и повреждений, поэтому пришлось лишь внести небольшие изменения в проект и увеличить длину балки подвесного пролета, которая к тому времени еще не была изготовлена. Стоит отметить, что изменения и модификации задержали работы всего на месяц, что не стало серьезной проблемой в перспективе всего проекта. Зато устойчивость опорной конструкции моста была проверена более чем экстремальной ситуацией.

6. Подвесной мост Акаси Кайкё – рекордсмен во всем



Мост Акаси Кайкё – один из самых длинных подвесных мостов мира (Япония). | Фото: zekkeijapan.com.

Мост Акаси Кайкё – один из самых длинных подвесных мостов мира (Япония). | Фото: zekkeijapan.com.


Несмотря на то, что официально подвесной мост Акаси Кайкё является рекордсменом в трех номинаций, но по факту рекордов и удивительных событий на его счету их намного больше. Начнем с официальных побед. На момент окончания строительства, начиная с 1998 и по 2022 гг. Акаси Кайкё являлся самым длинным подвесным мостом в мире (1991 метр, учитывается только длина основного пролета, удерживаемого на стальных тросах). За что и был внесен в Книгу рекордов Гиннесса. По сей день он считается самым высоким мостом мира, его абсолютная высота составляет 298,3 метра, при этом до сих пор не побили рекорд и в затратах на строительство, что принесло победу в номинации – самый дорогой мост в мире. Официальная сумма, потраченная из бюджета островов – 4,3 млрд долларов, хотя некоторые источники утверждают, что она перевалила за 5 миллиардов.

Жемчужный мост – национальная гордость японцев (Akashi Kaikyo Bridge, Япония). | Фото: ru.traveltripsworld.com.

Жемчужный мост – национальная гордость японцев (Akashi Kaikyo Bridge, Япония). | Фото: ru.traveltripsworld.com.


Каждую ночь мост завораживает жителей островов и туристов разноцветной иллюминацией (Akashi Kaikyo Bridge, Япония).

Каждую ночь мост завораживает жителей островов и туристов разноцветной иллюминацией (Akashi Kaikyo Bridge, Япония).


Примечательно: Учитывая заоблачный ценник некоторые считают, что мост поэтому и называют в народе Жемчужным, ведь бюджет соизмерим со стоимостью драгоценных жемчужин. Но это не так, история появления названия более романтичная и приятная. Оказывается, национальная гордость японцев, очаровывающая туристов, в темное время суток, просто гипнотизирует разноцветной иллюминацией, простирающейся вдоль стальных пролетов. Линии, свисающие с пилонов, башен и креплений, украшены 1,8 тыс. огромных ламп, которые, словно жемчужины на шее, освещают прочную конструкцию. Подсветка Жемчужного моста меняется в зависимости от времени года, динамично переливаясь в определенные часы и приобретая особые цвета в дни государственных праздников и торжеств.



7. Интересные факты, которые можно перечислять долго, но мы остановимся на самых важных



Диаметр тросов составляет 1,12 м при общей длине 300 тыс. километров (Akashi Kaikyo Bridge).

Диаметр тросов составляет 1,12 м при общей длине 300 тыс. километров (Akashi Kaikyo Bridge).


• за весь период в строительстве участвовало более 2 миллионов рабочих и высококлассных специалистов, при этом ни один человек не пострадал несмотря на ураганные ветры и землетрясение;

• более 100 крупных компаний подрядчиков принимали участие в строительстве сложнейшей переправы;

• это самый мощный и безопасный мост из когда-либо построенных, поскольку он смог устоять в том месте, где порывы ветра достигают 80 м/с и не редкость штормы, землетрясения, извержение вулканов, приливное течение 4,5 м/с, что для других структур станет разрушительным;

• общая длина тросов, используемых для строительства подвесного моста, составляет более 300 тыс. километров, чего достаточно, чтобы обмотать Землю в 7,5 оборотов (!). При этом каждый стальной трос имеет диаметр 112 см и состоит из 36 830 линий проволоки;

• на высоте почти 300 метров, на вершине одной из башен имеется смотровая площадка, куда можно попасть в сопровождении экскурсовода. Этим подъемом пользуются для обслуживания башни, поэтому увидеть всю мощь конструкции изнутри, а также открывающиеся виды, смогут те, кто рискнет на столь экстремальное путешествие.

Выставочный центр моста Акаси-Кайкё расскажет об истории строительства, технологические аспекты конструкции, а медиавыставка порадует 360 градусным панорамным видом в высоты башен (Япония).

Выставочный центр моста Акаси-Кайкё расскажет об истории строительства, технологические аспекты конструкции, а медиавыставка порадует 360 градусным панорамным видом в высоты башен (Япония).


• менее экзотическое приключение предлагают для посетителей Выставочного центра моста Акаси-Кайкё, расположенного между балками внизу моста на высоте 47 метров над уровнем воды. Хотя гости получат не менее захватывающие впечатления пока будут идти по бревенчатому переходу со стеклянными полами.

В продолжение темы, предлагаем взглянуть на самые впечатляющие подвесные мосты в других странах мира, которые обошел японский рекордсмен Акаси Кайкё.

И нашего видео можно узнать, почему никак не построят мост между Европой и Африкой:




Обратите внимание:







4924
23.02.2023 17:52
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё