Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Машины    





Холодная война принесла миру огромное количество очень странных проектов. Одной из первых лихорадочных гонок между СССР и США можно считать попытки создания самолетов на ядерных реакторах. Советский Союз, который поначалу значительно отставал на данном поприще, не жалел на проекты никаких ресурсов.


Проект самолета М-60. |Фото: onliner.by

Проект самолета М-60. |Фото: onliner.by


Ядерное оружие было испытано в самом конце Второй мировой войны. С этого момента в мире началась ядерная эпоха. Супердержавы начали технологическую гонку не только в области оружия, но также в области энергетики и машиностроения. Опьяненные идеей не только военного, но и мирного атома, инженеры США пытались создавать самые разные устройства на цепной ядерной реакции. В 1946 году штаты принимают решение о начале работы над первым ядерным двигателем.

Свинцовая кабина для пилотов. ¦Фото: onliner.by.

Свинцовая кабина для пилотов. ¦Фото: onliner.by.


Спустя почти 9 лет в небо поднялся первый самолет с ядерной силовой установкой. Тогда она еще не была подключена к моторам полностью и работала лишь в испытательном режиме. Отставание СССР на этом поприще от США было огромным. Работу над крылатой машиной будущего доверили нескольким конструкторским бюро. Сверхурочная работа в них не поощрялась. Она была нормой.

Первый проект был предложен КБ Мясищева. Им стал концепт сверхзвукового бомбардировщика М-60. По сути, речь шла о том, чтобы установить ядерный агрегат на уже существовавший М-50. У самолета были проблемы с расходом топлива, и ядерный реактор мог их решить полностью. Сначала инженеры думали об установке открытого типа, однако быстро стало понятно, что таким реакторам в авиации не место.

Проект М-30. |Фото: fishki.net.

Проект М-30. |Фото: fishki.net.


Самолет должен был быть оснащен четырьмя ядерными турбореактивными двигателями, расположенными в хвостовой части. Дальнее шел бомбоотсек, а за ним располагалась свинцовая 60-тонная кабина пилотов. Из-за этого многие функции экипажа следовало переложить на автоматические системы, а отсутствие визуального обзора компенсировать датчиками и перископами. В итоге проект оказался слишком сложным и его закрыли.

Вторым атомолетом СССР должен был стать проект М-30. На самолет хотели установить силовую установку закрытого типа. Проблемы безопасности экипажа при такой конструкции стояли уже не так остро. Проект оказался куда ближе к реальности, однако и он не покинул чертежной доски. Все потому, что началась эпоха ракет.

Остановились на Ту-95.  |Фото: ya.ru.

Остановились на Ту-95. |Фото: ya.ru.


Ближе всех к успеху подошли инженеры КБ Туполева, так как создавали они куда более простую модель. Во-первых, речь шла о конструировании дозвуковой машины. Во-вторых, изобретать новый самолет не было нужды. Достаточно было поставить атомную силовую установку на уже существовавший Ту-95. Главной проблемой было уместить реактор в фюзеляже самолета. Самый скромный реактор на тот момент был размером с небольшой дом.

Денег на проект государство не жалело. Инженер, который находил способ, хотя бы немного сократить массу реактора, получал солидную премию. В конечном итоге конструкторам удалось сделать компактный реактор, соответствовавший всем требованиям защиты. Реактор одобрили и собрали, более того, на испытаниях он работал и вышел на нужный уровень мощности. Но появилась новая проблема.

Ядерный реактор в Ту-95. |Фото: aftershock.news.

Ядерный реактор в Ту-95. |Фото: aftershock.news.


Уровень облучения был слишком высок. Люди-пилоты неизбежно бы умерли. Более того, из-за повышенного фона, аппаратура самолета также начинала давать сбои и вела себя непредсказуемо. Тогда в КБ начали работу над созданием новых средств защиты от радиации. Тогда-то и была придумана защита нового типа: свинцовые плиты толщиной 5 см уплотненные 20 см полиэтилена и церезина (вторичный продукт переработки нефти).

Испытания Ту-95 с ядерным реактором начались в 1961 году. За два для полетов пилоты получили облучение 5 бэр. Для сравнения, работники современных АЭС получают облучение в 2 бэр за год работы. Стать на вооружение атомолетам была не судьба. В мире началась эпоха баллистических ракет, и подобные средства доставки бомб остались никому не нужны.

Хочется узнать еще больше интересных фактов и историй? Тогда читай про 10 странных историй, которые связаны с ядерными испытаниями в XX веке, которые по счастью уже очень далеко.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:


2533
23.01.2019 17:03
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё