
На дорогах Бразилии время от времени можно наблюдать странную и сюрреалистическую картину: по ним спешат гигантские фуры, у которых задняя часть приподнята, словно грузовик готовится к отрыву от земли. Вот только это не поломка, не саботаж и не инженерное безумие. Это — осознанный выбор водителя. За этим техническим творчеством стоит серьёзная работа и целая субкультура, отсылающая к самобытному духу Бразилии.
1. Мода, начавшаяся с грязи

Бразильские грузовики выглядят странно./ Фото: dzen.ru
Всё началось не с автосалонов и не с YouTube, а с деревенской грязи. В сельских районах штатов Гояс, Мату-Гросу и Парана, где асфальт заканчивается быстрее, чем начинается цивилизация, дороги превращаются в бурые потоки после первого же дождя. В таких условиях даже трактор с прицепом может утонуть в глине, не говоря уже о тяжёлой фуре. Дальнобойщикам приходилось импровизировать: нужно было как-то поднять заднюю подвеску пустого грузовика, чтобы проехать по глубокой колее и не оставить там всю ходовую часть.
Так и родилась идея приподнимать заднюю часть при холостом пробеге. На практике это делалось просто: отключением пневмоподвески на задних мостах или снятием нагрузки с рессор. На популярных в Бразилии моделях, таких как Volkswagen Constellation, Scania R440, Mercedes-Benz Axor или Volvo FH, подобная модификация не требует глобального вмешательства. Если фура едет без прицепа, задняя ось действительно становится балластом.
2. Из грязи — в кастом

Подобный вид зачастую требует глобальных изменений./ Фото: pinterest.com
Парадоксально, но то, что начиналось как практическая мера, неожиданно переросло в стиль. В какой-то момент водители начали оставлять фуры с задом «под углом» не только на бездорожье, но и на городских улицах, и даже на идеально ровных магистралях. Так родился модный тренд, напоминающий кастом-культуру: вроде американских lowrider’ов, только в формате фур. Фотографии приподнятых сзади грузовиков стали попадать в соцсети, вдохновляя других водителей. Так «подъём хвоста» превратился в символ статуса, бунтарства и даже красоты. И если раньше всё ограничивалось временной настройкой, то теперь в дело пошли специальные модификации — тюнинг, который позволяет менять высоту задней части буквально на ходу.
Сами водители настаивают, что это не просто понты, да и аргументы у них рациональные. Во-первых, экономия топлива. При движении с отключённой задней осью снижается сопротивление качению, особенно в многоосных тягачах. Водитель-энтузиаст на одном из каналов в популярной соцсети даже демонстрировал, что на длинном пробеге экономия может достигать 5–7% — серьёзная цифра с бразильскими расстояниями.

Таким может стать даже обычный грузовик./ Фото: pinterest.com
Во-вторых, снижается износ шин. Задние колёса на пустой фуре не только не приносят пользы, но и «стираются» впустую. В условиях, где шина стоит почти как месячная зарплата, забота о резине — это не прихоть, а финансовая необходимость. Конечно, есть и оборотная сторона. По глубочайшему убеждению инженеров и представителей дорожной инспекции Detran, смещение центра тяжести ухудшает устойчивость фуры и может привести к серьёзным неприятностям на дороге, особенно если она не может похвастаться отличным состоянием. На скользкой поверхности или во время резкого торможения (что на дорогах Бразилии не редкость), ситуация может стать очень опасной. Также ситуацию усугубляют кустарные модификации, сделанные где-нибудь в гараже местными мастерами.
3. Техническая сторона: как это делается

Здесь нет места здравому смыслу./ Фото: youtube.com
Модификаций здесь много, а число и вид работ зависят от конкретной конструкции. На фурах с пневмоподвеской достаточно перекрыть подачу воздуха в задние контуры через клапан сброса — часто вручную, иногда через управляемый пульт в кабине. Некоторые используют электромагнитные клапаны, подключённые к кнопке на панели, что позволяет менять «осанку» прямо на ходу — эффектно, как в кино. На рессорных осях ставят механические разгрузчики, которые фиксируют подвеску в поднятом положении. Есть и более радикальные методы — от замены точек крепления до установки вспомогательных «тяговых рам», перераспределяющих вес на переднюю часть.

Один из секретов./ Фото: ixbt.com
В последние годы начали появляться коммерческие комплекты фальш-подъёма, предлагаемые производителями — например, TocoFlex или SuspMaster. Они создают визуальный эффект подъёма без вмешательства в конструкцию, чтобы избежать проблем с инспекцией. Но, как и в любом тюнинге, со всем этим обращаются с большой осторожностью, особенно на груженой машине. При неправильной развесовке может перегружаться передняя ось, а сцепление задних колёс падает до критически низкого уровня. В итоге — ухудшенное торможение, нестабильное поведение на поворотах и повышенный риск заноса. Именно поэтому ветераны дороги никогда не поднимают корму «просто так».
4. Грузовик как арт-объект

В своём творчестве водители доходят до абсурда./ Фото: dzen.ru
Для бразильского дальнобойщика грузовик — не просто рабочая лошадка, а настоящий сценический костюм. Внешний вид его машины становится способом заявить о себе. На кузовах можно увидеть аэрографию с портретами жён, детей, знаменитостей, сценами из сельской жизни или лозунгами в духе: “Quem tem fé, não teme estrada” («Кто верит — тот не боится дороги»). Кабины превращаются в дома на колёсах: с мини-саунами, светомузыкой и аудиосистемами мощностью в десятки киловатт. Один из участников недавнего фестиваля Encontro Nacional dos Caminhoneiros даже оснастил свою Scania подогреваемым креслом и кофеваркой в торпеде.
Но всё это блекнет по сравнению с «задранной осанкой», которая превратилась в уже установившийся визуальный признак субкультуры. Есть даже негласное соревнование: у кого угол подъёма больше, иногда это доходит до абсурда: корму приподнимают вплоть до 20–25 градусов. Такие «чемпионы» быстро попадают в поле зрения инспекторов или новостных лент, особенно после очередной аварии из-за нестабильности.

Правила соблюдаются далеко не всегда./ Фото: dzen.ru
Феномен «задранных» фур давно превратился из дорожной причуды в своеобразную традицию и в отражение самой Бразилии, где каждый дальнобойщик пытается выделиться на общем фоне. Такой явной и массовой кастом-культуры среди дальнобойщиков нет ни в Европе, ни в США. Там тюнинг — редкость и удел фанатов своего дела, а в Бразилии это превратилось в часть национального колорита. Производители давно это поняли и теперь предлагают заводские комплекты «подъёма» без вмешательства в раму.
Ещё интересное с нашего канала:
5 советских грузовиков, которые в свое время покупали даже в Великобритании
Впрочем, даже бразильские грузовики, усовершенствованные столь диким образом, меркнут перед настоящей экзотикой. Даже некоторые заводские модели могут похвастаться огромным размером и мощными двигателями, не говоря уже о кастомных проектах.