Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




В годы Второй мировой войны активные боевые действия велись не только на суше, не менее эпичные события разворачивались на море. За это время страны сильно продвинули собственные военно-морские силы, и на общем фоне сильно выделялись боевые корабли Японии. В силу ряда причин некоторые даже считают их одними из лучших, построенных в тот период.


Военная необходимость

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: topwar.ru

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: topwar.ru


Хоть Япония и обладала немалым военным флотом, до Соединённых Штатов и Великобритании ей было очень далеко. Численное превосходство было не на её стороне, что впоследствии и стало одной из главных причин проигрыша на морском фронте. Вероятно, всё могло сложиться иначе, если бы Япония имела возможность строить больше судов, но её производственный потенциал был исчерпан, а верфи работали на пределе сил. Именно поэтому японские специалисты пошли другим путём, используя нестандартный подход в судостроении.

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: war-book.ru

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: war-book.ru


Кто-то их методы может назвать весьма спорными (и будет, конечно же, прав), но они давали результат, но при этом приходилось идти на серьёзные компромиссы. Построенные Японией в то время корабли по целому ряду характеристик превосходили военные суда других стран, хоть и имели существенные недостатки.

Одни из лучших

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: mavink.com

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: mavink.com


В строительстве судов японские конструкторы использовали целый ряд компромиссных решений, имевших неоспоримые достоинства. С их помощью они пытались повысить эффективность судов и улучшить их тактико-технические характеристики. К примеру, одной из целей стало снижение общего веса корпуса, но на тот момент не существовало современных титановых сплавов, подходящих для длительного использования в агрессивной морской воде, но японские конструкторы нашли выход из положения. Сначала они перераспределили шпангоуты (поперечные рёбра жесткости), увеличив их число в наиболее нагруженных частях судна и уменьшив в остальных.

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: mavink.com

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: mavink.com


Высота бортов была неравномерной и изменялась от носа к корме. В носовой части она была самой большой, плавно уменьшалась к середине, опять увеличивалась к кормовым орудийным башням и снижалась к корме. Таким образом конструкторы собирались защитить наиболее уязвимые части судна, уменьшив при этом количество металла. Верхняя палуба тоже претерпела изменения, если на прочих судах она располагалась параллельно поверхности воды, то здесь она повторяла линию бортов и несколько раз изгибалась. При этом часть обшивки попросту отсутствовала, её роль выполняли герметично сваренные броневые плиты, а их общее количество было меньшим, чем у «одноклассников».

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: war-book.ru

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: war-book.ru


В остальной конструкции кораблей тоже было немало интересного. Энергетическая установка тяжёлых крейсеров отличалась повышенной мощностью, она на 30-50% превышала ЭУ судов подобного класса других государств, что давало солидный прирост в скорости. В качестве главного калибра использовались 203-миллиметровые орудия, всего же было 5 орудийных башен с десятью пушками. На некоторых кораблях все орудия размещались в носовой части, в то время как на корме устанавливали площадку для авиации. Среди вооружения японских тяжёлых крейсеров среди прочего числились и торпедные установки калибром 610 миллиметров, что было редкостью для кораблей некоторых стран. Их планировалось использовать во время ночных боевых действий, и подобный шаг впоследствии целиком себя оправдал. Для управления артиллерийским огнём ближе к носовой части построили многоэтажную башню, благодаря которой можно было без каких-либо проблем согласовывать действия орудийных расчётов.

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: war-book.ru

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: war-book.ru


Матросам тоже жилось неплохо. ТКР были всепогодными, их можно было использовать и летом, и зимой, в отличие от целого ряда судов, не предназначенных для разного климата. С хранением продуктов питания и их готовкой здесь не было никаких проблем, оборудованных мест для размещения экипажа было достаточно, да и элементарные удобства тоже присутствовали.

Лучшие, да не совсем

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: topwar.ru

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: topwar.ru


По своим ТТХ японские крейсеры если и не были лучшими, то приближались к этому. Впрочем, принятые компромиссы вносили свои коррективы. Суда имели целый ряд недостатков, к примеру, их бронирование было явно недостаточным, чтобы защитить критически важные места и экипаж от атак противника. Так, орудийные башни были обшиты лишь тонкой бронёй, которая могла частично защитить лишь от осколков.

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: war-book.ru

Тяжелый японский крейсер типа Myoko. / Фото: war-book.ru


Высота бортов получилась слишком маленькой, и при достаточно сильном волнении палуба полностью затапливалась. В шторм кораблям было непросто, высокая башня смещала центр тяжести и выполняла роль отличного паруса. Был ещё большой вопрос о размещении на борту торпед, поскольку те представляли собой серьёзную угрозу для корабля, они могли взорваться при попадании. Как бы там ни было, всё это сыграло определённую роль в поражении Японии на море во время Второй мировой войны.

Авианосцы – ещё более противоречивые корабли. Они являются относительно лёгкой целью, но при этом выполняют важную ударную роль.


Обратите внимание:







1919
22.05.2023 14:04
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё