
Российский Бе-200 «Альтаир» - машина не только уникальная, но и во многом героическая. При этом никакого отношения к вооруженным силам страны самолёт не имеет. Впрочем, пользуются им все-таки «силовики», правда, совсем не те, кого чаще всего подразумевают под этим названием. Всего несколько лет назад к Бе-200 проявляли живой интерес покупатели из Греции и Турции. Хорошо знают российскую машину и в других уголках планеты, так как «Альтаир» за прошедшие десятилетия не раз и не два выступал с иностранными турне.

Уникальная российская машина. /Фото: pinterest.com.
При всей кажущейся тривиальности лесной пожар – одна из страшнейших природных и техногенных катастроф. Горящий лес не просто опасен для находящихся в нём или рядом с ним. Уничтожение «зелёных морей» приносит государствам многомиллиардные убытки. В огне гибнут животные и люди, разрушаются постройки и объекты инфраструктуры, наконец огонь уничтожает деревья, которые сами по себе ценнейший ресурс. Увы, по-настоящему эффективного способа борьбы с лесными пожарами не существует. Борьба с огнём на этом поприще – это всегда комплекс сложных и дорогостоящих мер. Наиболее эффективной среди них принято считать тушение с самолётов.

Самолёт для тушения пожаров. /Фото: topwar.ru.
Как уже можно было догадаться, наш герой – это пожарный самолёт. На сегодняшний день главным оператором Бе-200 «Альтаир» остаётся российское МЧС. Как уже было отмечено, к самолёту регулярно проявляют интерес и чрезвычайные службы других стран. Самолётами пользуются китайские, индонезийские, чилийские и даже американские спасатели. К сожалению (а в ситуации с пожарами иначе быть не может), у Бе-200 отличная реклама – самолёт регулярно гастролирует по другим странам, помогая в тушении лесных пожаров. Российские спасатели неоднократно протягивали перчатку помощи коллегам из других стран. Послужной список Бе-200 впечатляет: лишь с 2003 по 2008 год «Альтаир» помогал в тушении 9 крупных пожаров. Осенью 2016 российские лётчики на Бе-200 помогли потушить 26 лесных пожаров в Португалии, спася тем самым не менее 13 населённых пунктов. В 2021 году самолёт неустанно трудился, в том числе в Турции, Греции и на Кипре. Список можно продолжить.

Может садиться на воду. /Фото: news.rambler.ru.
Что же касается технической части, то по своей сути Бе-200 «Альтаир» — это самолёт-амфибия. Разработана уникальная машина специалистами ПАО Бериева в 1998 году. За основу машины был взят советский многоцелевой самолёт-амфибия А-40. На вооружение российского МЧС новейшая машина поступила уже в 2003 году и с тех пор остаётся в строю. При этом по понятным причинам самолётов этих никогда не было много. Около 20 «Альтаиров» используется самой Россией. Примерно 10 самолётов в свое время купили американцы. Еще от 2 до 4 машин есть у Китая и Чили. Около 6 «Бериевых» купили алжирцы. Еще 4 – индонезийцы. Главной же особенностью «Альтаира» остаётся механизм пополнения баков с водой для пожаротушения. Заправлять последние российская машина может прямо находу, сбросив скорость до 160-210 км/ч и опустившись на поверхность водоёма. Черпает воду Бе-200 прямо во время глиссирования, после чего может сразу же возвращаться в голубую высь. Такой подход позволяет значительно ускорить пожарные рейсы.

Помогает по всему миру. /Фото: uacrussia.ru.
Само собой, было бы невиданным расточительством создавать самолёт Бе-200 только для выполнения одной единственной задачи. Поэтому, когда нет лесных пожаров, МЧС России находит «Альтаиру» другие занятия. Увы, работы у спасателей хоть отбавляй. Помимо тушения пожаров самолёт активно применяют в деле охраны водных поверхностей, в ходе экологических и геологических миссий, а также поисково-спасательных операций. Вдобавок к перечисленному, конструкция «Альтаира» всё еще позволяет использовать машину для пассажирских и грузовых перевозок. Само собой, с этой целью самолёт применяют главным образом сами МЧС, а также некоторые другие силовые структуры страны. Полный экипаж Бе-200 составляет 5 человек. Максимальная взлётная масса - 42-43 тонны в зависимости от того, стартует самолёт с земли или с глиссирования. Вода набирается в 8 раздельных баков, предоставляющих функцию последовательного сброса. Вдобавок к воде Бе-200 может нести еще 5 тонн полезной нагрузки. Максимальная скорость самолёта – 610 км/ч.

Набирает воду прямо во время глиссирования. /Фото: ВКонтакте.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение авиационной темы читайте про Бе-12: почему этот самолет считали анахронизмом.