Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Наверняка каждый, пускай и бессознательно, обращал внимание на то, что окна в вагонах поездов и электричек имеют скругленную форму. Прямые углы в окнах железнодорожного транспорта почти не используются. Возникает закономерный вопрос: почему так? Является ли подобный подход к дизайну «доброй традицией» или за всем этим стоит нечто большее.


Скруглены не просто так. |Фото: Twitter.

Скруглены не просто так. |Фото: Twitter.


Круглые или скругленные окна очень редко приходится видеть в домах и прочих постройках. Встречаются такие, как правило, в качестве исключения или дизайнерского изыска. Другое дело, окна в общественном транспорте. Причем касается это не только вагонов поездов и электричек. Во многих автобусах и троллейбусах (преимущественно старых моделей) окна зачастую также не имеют прямых углов, они скруглены. При этом лучшим примером в данном вопросе является авиационный и морской транспорт. Там иллюминаторы почти всегда имею округлую форму.

А еще в автобусах. |Фото: oren.mk.ru.

А еще в автобусах. |Фото: oren.mk.ru.


Как уже можно было догадаться, во всех этих случаях корневая причина выбора формы окна одна и та же. Виной всему не эстетические пристрастия дизайнеров и конструкторов, а старушка-физика. Дело в том, что любой прямой угол в конструкции – это всегда место повышенного механического напряжения, которое может стать причиной деформации или усталости конструкции.

И даже у кораблей. |Фото: Twitter.

И даже у кораблей. |Фото: Twitter.


Вот только когда речь идет о статичной конструкции, прямые углы не являются проблемой. Во всяком случае, пока конструкция не начинает подвергаться экстремальному воздействию извне. Другое дело - подвижные конструкции. Такие находятся под постоянным воздействием динамических нагрузок. И здесь прямые углы нередко становятся местом наивысшего напряжения. Особенно плохо, когда такие углы появляются в каком-то потенциально уязвимом месте, нарушающем жесткость конструкции. Как раз таким местом и является любое отверстие, в данном случае окно или иллюминатор.

Причина везде одна. ¦Фото: flipboard.com.

Причина везде одна. ¦Фото: flipboard.com.


Частично нивелировать пагубное воздействие уязвимости конструкции можно за счет отказа от прямых углов. В этом случае нагрузка концентрируется не в отдельной точке угла, а плавно распределяется по всей кривой. К слову, к скруглённой форме окон в общественном транспорте человечество пришло не без кровавого опыта. Первые реактивные пассажирские самолеты имели именно прямоугольные иллюминаторы, что приводило к появлению трещин в фюзеляже. В дальнейшем трещины становились причиной декомпрессии и последующего разрушения самолета. К сожалению, разбился не один лайнер, прежде чем люди поняли, в чем именно заключается проблема. В дальнейшем опыт был распространен и на другие виды конструкций, в том числе на автобусы и поезда, так как позволял продлить срок эксплуатации транспорта и сократить количество поломок.

Видео с нашего канала расскажет о том, сколько в баке остается литров бензина, когда загорается лампочка:



Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, как моторное масло может привести в негодность двигатель машины.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:





2886
20.09.2021 14:52
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё