Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Подводные лодки – очень специфический вид техники. Во время их постройки используются передовые технологии и самые современные разработки, а технически они даже сложнее, чем космические корабли. И на этом фоне особо выделяются некоторые экземпляры, чья конструкция и прочие особенности делают их уникальными.


1. Подводные лодки проекта 941 «Акула»

АПЛ «Акула»./ Фото: dzen.ru

АПЛ «Акула»./ Фото: dzen.ru


Эту подводную лодку разработали в 1970-х годах, и она до сих пор считается самой большой в мире. Своими размерами она обязана баллистическим ракетам Р-29, которые сами по себе были очень большими, а на борту «Акулы» их разместили целых 20 штук. При этом каждая из них весила до 95 тонн и могла нести боевую часть весом до 2,8 тонны. Она имела предельную глубину погружения 500 метров, её общая длина составляла почти 173 метра, а работала от двух 190-мегаваттных ядерных реакторов. Всего их сделали 6 штук, но впоследствии три из них утилизировали в соответствии с договором о разоружении, а не так давно сняли с боевого дежурства последнюю. Возможно, что они работали бы до сих пор, но их сгубил размер. Подводные лодки оказались чрезвычайно дорогими в обслуживании и эксплуатации, а старые ракеты уступали более современным.

2. Минисубмарина «Тритон-1М»

Минисубмарина «Тритон-1М»./ Фото: magmer.ru

Минисубмарина «Тритон-1М»./ Фото: magmer.ru


Подводные лодки всегда ассоциируются с чем-то большим, до зубов вооружённым торпедами и ракетами, а также глубоководным, но ещё на заре их развития конструкторы смогли разработать минисубмарины. Они отличаются компактными размерами, небольшим экипажем и почти полным отсутствием вооружения. В Советском Союзе тоже создали такую в 1973 году. Она предназначалась не для ведения боя, а значит, была начисто лишена вооружений, вместо этого минисубмарину «Тритон-1М» использовали в качестве транспортного средства для подразделений спецназа. На ней можно было скрытно добраться до места назначения и выполнить поставленную задачу. Её длина составляла всего пять с небольшим метров, внутри помещалось только два человека, а погружаться на ней можно было до глубины 40 метров. Скоростью и автономностью она тоже не могла похвастаться, запаса хода хватало лишь на семь с половиной часов. Производство «Тритон-1М» продолжалось вплоть до 1990-х годов, а всего было построено 32 лодки.

3. Дизель-электрическая «Великие Луки»

ДЭПЛ проекта «Лада»./ Фото: rbc.ru

ДЭПЛ проекта «Лада»./ Фото: rbc.ru


Несмотря на громкую критику, Россия продолжает развивать направление дизель-электрических подводных лодок, а последней выпущенной является ДЭПЛ «Великие Луки». Из-за определённых недоработок проект был затянут по времени, но благодаря этому подводная лодка получила более совершенное оснащение. Её детальные характеристики не раскрываются, но предполагаемая длительность плавания в подводном режиме может составить трое-четверо суток. При этом ДЭПЛ движется за счёт электродвигателей и аккумуляторных батарей, поэтому она практически бесшумная, но вот во время плавания в надводном режиме она достаточно шумная из-за работы дизельной электростанции. Это одна из самых маленьких подводных лодок, её длина составляет около 67 метров, но по некоторым сведениям, на борту базируются крылатые ракеты «Калибр». Также предполагается, что она может выполнять множество разноплановых задач, таких как установка мин, нанесение ударов по надводным и наземным целям, а также доставка диверсионно-разведывательных групп.

4. Малая подводная лодка «Пиранья»

«Пиранья»./ Фото: topwar.ru

«Пиранья»./ Фото: topwar.ru


Это ещё одно достижение советских инженеров, а предназначалась «Пиранья» для противодействия авианосным группам. Она имела дизель-электрическую конструкцию, а её длина составляла 28 метров. Благодаря своим небольшим размерам и конструкции подводная лодка могла передвигаться по мелководью и при этом оставаться совершенно бесшумной. Одной из её особенностей были два торпедных аппарата калибра 400 миллиметров, и с помощью торпед она могла нанести большой урон военным кораблям. В качестве дополнительной возможности её при необходимости можно было использовать для высадки диверсионных групп и для установки минных полей. С 1984 по 1990 год было построено всего две такие подводные лодки. Они находились в эксплуатации вплоть до 1999 года, а потом были утилизированы.

5. Подводная лодка USS Halibut

USS Halibut./ Фото: topwar.ru

USS Halibut./ Фото: topwar.ru


Подводную лодку USS Halibut ввели в эксплуатацию ещё в 1960 году, и она была первой, которая оснащалась управляемыми баллистическими ракетами. Она была очень далека от совершенства, имела ограниченный ударный потенциал, а её вооружение быстро устарело. Уже в 1964 году её отправили на переоснащение и превратили в транспорт для диверсионно-разведывательных операций. Её отличительной чертой стала надстройка на корпусе, она выполняла роль жилого отсека для водолазов, которые работали на большой глубине. Надстройку сделали герметичной, и до конца плавания водолазы её не покидали, чтобы не проходить декомпрессию. Как только плавание завершалось, отсек превращался в барокамеру, и только после прохождения этой процедуры они могли его покинуть. Эту лодку использовали для получения разведданных, в частности, с её помощью устанавливали подслушивающие устройства на подводные трансатлантические кабели. Те записывали перехваченные данные, а водолазы раз в неделю их забирали. USS Halibut входила в состав ВМС США до 1976 года, после чего её списали и пустили на слом.

6. Артиллерийская подводная лодка Surcouf

Подводная лодка Surcouf./ Фото: topwar.ru

Подводная лодка Surcouf./ Фото: topwar.ru


В 1934 году началась эксплуатация французской подводной лодки Surcouf. В то время ударная мощь субмарин была слишком маленькой, поэтому на них в качестве дополнительного вооружения устанавливали артиллерию. В свою очередь, Surcouf должен был стать плавучей артиллерийской установкой, благодаря чему мог бы вести огонь и по надводным целям, и по наземным. Возможность обстрела с моря должна была дать большое преимущество во время высадки и подавления береговой обороны. Поэтому подводную лодку оснастили спаренной артиллерийской установкой калибра 203 миллиметра, а саму лодку пришлось сделать очень большой. Её длина составляла 110 метров, что делало её самой большой для своего времени. К тому же она несла большой запас топлива и могла преодолевать до 12 тысяч миль. Вот только французские инженеры многого не учли во время её создания. Подводная лодка Surcouf оказалась очень сложной в эксплуатации, на ней часто возникали проблемы технического плана, а массивная спаренная пушка сделала её неустойчивой. В итоге толку от неё было очень мало.

7. Японская подводная лодка I-14

Японская подводная лодка I-14./ Фото: pinterest.com

Японская подводная лодка I-14./ Фото: pinterest.com


В отличие от французов, японские инженеры подошли к созданию своей субмарины более основательно. К тому времени в этой области накопилось достаточное количество информации, чтобы не делать глупых ошибок, и ближе к концу Второй мировой войны появилась подводная лодка I-14 типа A Mod 2. Это самая странная субмарина за всю историю, и фактически она представляла собой подводный авианосец. На ней базировалось несколько разведывательных самолётов, которые потом планировалось заменить на боевые. Правда, к тому времени исход войны был уже предрешён, она не успела принять участие в боевых действиях и была захвачена американцами, которые использовали её в качестве цели на учениях.

До сих пор самой большой подводной лодкой до сих пор считается «Акула» проекта 941, но её самая интересная особенность стала самой большой проблемой. И несмотря на все её преимущества, подводную лодку в конечном счёте списали и отправили на металлолом.


Обратите внимание:







1504
20.01.2025 14:10
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё