
Универсал изначально задумывался как автомобиль для перевозки людей и грузов. Поэтому конструкторы старались сделать его максимально комфортным и полезным. Особенно в этом преуспели такие автопроизводители как Audi, Subaru, Volvo. Их автомобили пользуются заслуженно высокой репутацией и спросом. Но наряду с этими концернами создавали универсалы и другие компании. Они не так знамениты, как детища автогигантов, но не менее интересны. О них и пойдет речь в статье.
1. Holden Adventra

Holden Adventra, выходец из Австралии/ Фото: auto.vercity.ru
Этот универсал – детище австралийской компании Holden, которая принадлежала мировому гиганту General Motors, а в 2020 г. прекратила свое существование.
В начале нулевых автопроизводитель переживал не лучшие времена, потому искал варианты выхода из кризиса. Чтобы привлечь покупателей в свои автосалоны, было решено разбавить модельный ряд кроссоверов одним универсалом.
Автомобиль планировался для любителей рыбалки и езды по бездорожью, предназначался для внутреннего рынка Австралии. Поэтому при проектировании учитывались местные климатические условия и особенности грунтовых дорог. Представлен публике в 2003 г., выпускался до 2007-го.
По сути, Adventra – это легковой универсал, построенный на базе предыдущих моделей Commodore, выпускаемых компанией Holden. От своих предшественников отличается наличием полного привода с электронным управлением, увеличенным дорожным просветом, отдельной задней дверью, очень вместительным багажником, надежными обвесами с двух сторон и внешними декоративными элементами.
Первая версия автомобиля оснащалась двигателем объемом 5,7 л, мощностью 315 л.с. В паре с ним шел 4-ступенчатый «автомат». Следующие модификации универсала были более экономичными: сказалась критика повышенного расхода топлива. Теперь под капотом стоял мотор V6 объемом 3,6 л, мощностью 250 л.с. и 5-ступенчатая АКПП.
2. Seat Leon X-Perience

Seat Leon X-Perience может быть снабжена 5-6- ступенчатой «механикой» или преселективным «роботом»/ Фото: infocar.ua
Эта модель от бренда Skoda была представлена публике на Парижском автосалоне осенью 2014 г. По сути, автомобиль является внедорожным вариантом универсала класса C. Интересно то, что его конструкторы не стали полностью копировать предыдущие машины, взяв от них лишь несколько моментов.
Специалисты снабдили модель полным приводом, увеличили дорожный просвет для более высокой проходимости, модифицировали подвеску под езду по бездорожью. Украсили кузов пластиковыми обвесами по периметру.
Что касается двигателя, то инженеры предусмотрели целую линейку бензиновых и дизельных агрегатов. Покупатель может выбрать автомобиль с двигателем объемом от 1,6 до 2 л, мощностью 115-184 л.с. соответственно. Что касается трансмиссии, то имеются разные варианты: в паре с моторами работает 5-6- ступенчатая МКПП или преселективный «робот».
В отношении дизайна и технического оснащения создатели Leon X-Perience решили не мудрить. Поэтому интерьер и начинка почти полностью дублирует традиционные модели Leon.
Особая гордость создателей – внушительный багажник объемом 587 л. При необходимости его можно увеличить до 1470 л, сложив задние сиденья.
3. Alfa Romeo 156 Crosswagon Q4

Alfa Romeo 156 Crosswagon Q4 представили в 2004 году/ Фото: pikabu.ru
Этот автомобиль настолько нетипичен для итальянского автопрома, что о нем знают лишь эксперты и некоторые почитатели. Он интересен тем, что задумывался как серьезный конкурент универсалов именитых марок: Audi, Volvo, Subaru.
Автомобиль был представлен публике осенью 2004 г. и выпускался с 2005 по 2007 гг.
Сконструирован по всем стандартам D-класса. Отличается от своего предшественника Sportwagon более высоким дорожным просветом. Разница – 6,5 см. Плавный ход по жесткому бездорожью обеспечивается спереди независимой подвеской на сдвоенных А-образных рычагах, а сзади – стойкой McPherson.
Универсал оснащен полным приводом, дизельным двигателем объемом 1,9 л, мощность которого составляет 150 л.с. В связке с силовым агрегатом работает 6-ступенчатая МКПП. Максимальная скорость автомобиля – 192 км/ч, время разгона с места до сотни км/ч занимает 10,5 секунды.
4. Opel Insignia Country Tourer

Максимальная скорость Opel Insignia Country Tourer на бензине составляет 233 км в час/ Фото: netcarshow.com
Этот кросс-универсал был впервые показан осенью 2013 г. на Франкфуртском автосалоне. Построен на базе автомобилей i-класса.
По словам экспертов, он почти ничем не отличается от своих предшественников. Разве что увеличенным на 18 см дорожным просветом (у других машин того же сегмента – 16 см), пластиковыми обвесами вдоль кузова и оригинальным дизайном дисков.
То же самое касается и интерьера. Создатели автомобиля не стали зацикливаться на оригинальности, а просто воспользовались готовыми наработками, сделав внутреннее пространство таким же, как и у других автомобилей этого класса.
Что касается технического оснащения, то оно тоже почти не отличается от подобных машин. Есть полный привод, адаптивная подвеска, система Adaptive 4×4. В зависимости от комплектации автомобиль приводится в движение турбированным бензиновым двигателем объемом 2 л мощностью 249 л.с. либо дизельным 2-литровым агрегатом мощностью 120 л.с. Подвеска во всех версиях – 6-скоростная «механика».
Максимальная скорость универсала на бензиновом двигателе – 233 км/ч, на дизельном – 208. Разгон до 100 км/ч: 7,7 и 10,8 секунд соответственно.
5. Peugeot 508 RXH

Peugeot 508 RXH приводится в движение ДВС и электромотором/ Фото: auto.ru
Этот полноприводный универсал впервые был продемонстрирован осенью 2011 г. на Франкфуртском автосалоне. Автомобиль относится к классу I, но сильно отличается от других моделей.
В первую очередь это касается внешнего облика. Создатели «француза» постарались сделать его максимально похожим на кроссовер. Для этого увеличили колесные арки, подняли дорожный просвет до 18,4 см, оформили фронтальную часть машины большим количеством светодиодов.
Интерьер салона тоже сделали в духе кроссоверов. Но сосредоточили внимание на материалах отделки – они традиционно высокого качества. Оснащение для водителя тоже хорошо продумано: есть множество систем, облегчающие управление машиной. Это возможность дистанционного доступа в салон и запуска двигателя, проецирование информации с датчиков на лобовое стекло, спутниковая навигация и пр.
Автомобиль приводится в движение оригинальной силовой установкой. Она состоит из 2-литрового ДВС мощностью 163 л.с. и электродвигателя в 63 л.с. Суммарная мощность комбинированного агрегата – 200 л.с., крутящего момента – 500 об./мин. Турбированный дизельный двигатель отвечает за работу передних колес, электрический – приводит в действие задние.
При необходимости автомобиль может двигаться только за счет электромотора. В паре с гибридной установкой работает 6-ступенчатая роботизированная КП.
Максимальная скорость универсала – 213 км/ч, разгон с места до «сотни» – 8,5 сек.
Интересно также узнать про 7 главных автомобильных новинок начала весны 2025 года.