
Боевой танк Т-80 получил массу особенностей и преимуществ, делающих его одной из самых опасных боевых машин в современной военной отрасли. По мнению экспертов, главным достоинством бронетехники является скорость хода, связанная с использованием газотурбинных агрегатов. Поскольку в качестве топлива используется бензин, танк удается с легкостью завести даже при сильном морозе.
1. Когда и как появился танк

Впервые модификацию танка Т-80Б показали в 1978 году/ Фото: vestnik-rm.ru
Проект Т-80 был создан еще в 70-х гг. прошлого века, когда наблюдалась конкурентная борьба между крупнейшими конструкторскими бюро Советского Союза. Когда в 1968 году на вооружение был принят танк Т-64А с орудием калибра 125 мм, его планировали превратить в наиболее массовую и распространенную боевую машину.
Но инженеры завода в Нижнем Тагиле утверждали, что модель слишком дорогая и сложная, поэтому активно продвигали свой вариант Т-72, завершив создание его экстерьера к 1969 году. Уже через 4 года их разработка была принята на вооружение и поступила в первые танковые дивизии.

Танк МВТ-70 фактически стал конкурентом Т-80/ Фото: overclockers.ru
В этот же период американцы и немцы создавали совместный проект МВТ-70. Узнав о том, что на машину планируют поставить мощный силовой агрегат на 1500 л. с., военное руководство СССР сделало вывод, что имеющиеся на вооружении Т-64А и Т-72 сильно отстают.
В связи с этим инженеры конструкторского бюро в Ленинграде продолжили работать над совершенствованием газотурбинных агрегатов с целью их оптимизации под Т-64А. Планировалось установить агрегат на 1000 л. с., способный обеспечить скорость передвижения в 100 км/ч.
Появление Т-80Б на публике состоялось в 1978 году. Танк оснастили новым управляемым орудием и комплексом управления огнем. А спустя шесть лет появляется модификация Т-80БВ с динамической системой защиты «Контакт».
2. Сложный путь танка Т-80

Т-80 находился в тени танка Т-72/ Фото: amalantra.ru
Танк серии Т-80 считаются «серым кардиналом» уже не один десяток лет. Его путь оказался сложным и тернистым, причем с момента появления техники вплоть до последних доработок. Это не удивительно, ведь раскрыть все свои достоинства и потенциал, находясь в тени культового Т-72, пожалуй, очень непросто.
Однако ему удалось показать всю мощь в ходе боевых действий, для которых он и создавался.
3. Преимущества и особенности Т-80

Модификация танка Т-80У/ Фото: parkpatriot.ru
Как уже говорилось выше, ключевым достоинством модели стал ГТД (газотурбинный двигатель). Для машины свойственны такие плюсы, как повышенная скорость передвижения, отличная маневренность, а также уверенный запуск даже на морозе без продолжительного прогрева. К тому же здесь впервые в истории танкостроения применили противоснарядную защиту динамического типа. Из минусов выделяют только меньший уровень защиты от пыли и внушительный расход топлива, особенно если сравнить с дизельными аналогами.
И хоть газотурбинный агрегат требует более сложного техобслуживания, это перекрывается лучшей мобильностью и скоростью движения машины. Танку не страшны выбоины в почве и распутица, поэтому он может выполнять поставленные задачи при любых погодных условиях.

Танк Т-80БВ снабжен комплексом защиты «Контакт-1»/ Фото: topwar.ru
Версия Т-80БВ надежно защищена от попаданий из высокоточного вооружения керамической бронезащитой и активными средствами безопасности. Кроме того, танк снабжен комплексом навесной динамической защитой «Контакт-1». Вооружение танка позволяет поражать объекты противника с расстояния в 2, 5 и 10 км. Также в оснащение машины входит высокотехнологичная боевая платформа с программным управлением из центра.
Т-80 хорошо показывает себя в наступательных операциях, поскольку способен быстро запускаться и прогреваться, а также максимально тихо приближаться к противнику. На прогрев силового агрегата уходит 2-3 минуты, после чего машина бесшумно приближается к врагу на расстояние в 100-200 м. Применение тепловизионного прицела «Буран-ПА» способствует выявлению бронетехники врага с расстояния до 1500 м в ночное время.
Интересно также узнать про самые интересные танки Германии до и после Второй мировой войны.