Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Когда речь заходит о наиболее удачных танках Второй мировой войны, первым делом вспоминают советский Т-34 и немецкий «Тигр». Чуть реже люди вспоминают отечественный танк ИС и немецкую «Пантеру». А вот танк КВ традиционно обходят своим вниманием даже некоторые любители истории. А ведь именно КВ-1 стал неприятным сюрпризом для вермахта в 1941 году. На счету КВ подвигов числится не меньше, чем на счету 34-ки. Куда важнее то, что большая их часть пришлась именно на начало войны.


Осталось таких совсем немного. |Фото: warspot.ru.

Осталось таких совсем немного. |Фото: warspot.ru.


Это после Второй мировой войны человечество окончательно придет к идеи создания «единого танка» для своих армий. А перед началом страшнейшей войны в истории конструкторы всех стран трудились и творили под сильнейшим влиянием опыта Первой мировой войны. А потому ассортимент разнообразных танков был поистине широк: легкие, средние, тяжелые с крупнокалиберными пушками или с одними только пулеметами… Во всем этом «зоопарке» танк КВ разрабатывался именно как тяжелая машина с представительным орудием и солидным бронированием.

О КВ-1 вспоминают нечасто. |Фото: tanki-smela.at.ua.

О КВ-1 вспоминают нечасто. |Фото: tanki-smela.at.ua.


Разрабатывать КВ начали еще в 1938 году на ряду с другими тяжелыми танками, такими как Т-100 и СМК. Боевое крещение КВ успел принять еще в Финскую войну 1939-1940 годов. Хотя новые тяжелые танки, по сути, приняли участие лишь в завершающем этапе военной кампании, они смогли полностью раскрыть свой потенциал. Армейскому руководству стало понятно, что КВ – единственная жизнеспособная модель тяжелого танка. Концепции СМК и Т-100 были окончательно отринуты. Впрочем, изменения претерпел и сам КВ: ему добавили еще брони и убрали вторую пушку меньшего калибра, оставив только 76-мм, как и у первых Т-34.

Лучший танк начала войны. |Фото: ya.ru.

Лучший танк начала войны. |Фото: ya.ru.


Хотя КВ-1 неплохо показал себя в Зимней войне, танк получился откровенно сырым. Солидное бронирование, по сути, являлось единственным козырем машины. Уже упомянутое 76-мм орудие было неплохим для времен конца 1930-х годов, однако решительного превосходства танку все-таки не давало, также как не позволяло использовать его против укреплений противника. Но самое главное было в том, что КВ-1 имел целый волок разнообразных технических проблем с электрикой, двигателем и трансмиссией. К 1941 году конструкторам удалось устранить представительную часть недостатков, однако машина все еще была «сырой». Страдал танк и от откровенно слабого двигателя, который вкупе с тяжелым бронированием делал КВ-1 очень неповоротливым.

Серьезная машина. |Фото: livejournal.com.

Серьезная машина. |Фото: livejournal.com.


Однако, свой вклад в победу (причем немалый) экипажи КВ-1 смогли внести уже в начале Великой Отечественной войны. Возможным это стало благодаря солидному бронированию танка. «Климент Ворошилов» стал тем зверем на поле боя, который был фактически неуязвим перед большинством немецких танков времен начала войны. Легкие танки Pz.Kpfw.38 и даже средние Pz.Kpfw. IV не могли совладать с броней КВ-1 на начальном этапе войны. Немаловажно и то, что фактически бесполезной против советских тяжелых танков в 1941 году оказалась и немецкая противотанковая полевая артиллерия в лице пушек Pak 36 и PaK 41. Для уничтожения КВ-1 вермахту приходилось привлекать 88-мм зенитные орудия и 150-мм дивизионную артиллерию. При этим даже 76-мм орудие КВ-1 вполне себе эффективно справлялось с средними танками вермахта.

КВ-1 выигрывали для РККА драгоценные часы и дни. |Фото: ya.ru.

КВ-1 выигрывали для РККА драгоценные часы и дни. |Фото: ya.ru.


Нередки были случаи, когда подразделения КВ-1, а иногда и отдельные одиночные танки превращались в настоящие подвижные крепости, останавливая на часы и даже сутки наступления превосходящих сил противника на отдельных направлениях. Так в 1941 году под Расейняем одинокий КВ дал бой и несколько часов сдерживал превосходящего числом противника. В 1942 году имел место быть подобный эпизод под хутором Нижнемитякиным в Ростовской области, где одинокий КВ также задержал превосходящего числом противника. Отдельным танковым взводам КВ-1 в 1941 году удавалось останавливать целые танковые колоны вермахта, действуя из засады. На немецких танкистов и артиллеристов тяжелые советские танки в итоге произвели неизгладимое впечатление.

Производство КВ-1 свернули в 1942 году. ¦Фото: ya.ru.

Производство КВ-1 свернули в 1942 году. ¦Фото: ya.ru.


Однако, пришел 1942 год. На фронте стали появляется новые тяжелые танки вермахта. Зверинец рейха пополнился «Тиграми» и «Пантерами», которые обладали представительной броней и мощными пушками. Куда важнее то, что немцы смогли улучшить бронирование всех танков, а также разработали новые виды снарядов с лучшей бронебойностью. Танк КВ-1, который помимо брони не имел хоть сколь-нибудь решительных достоинств по сравнению со средним танком Т-34-76 постепенно стал уходить с полей сражений. Тем более, что легендарная 34-ка вышла дешевле и что самое главное – надежнее. Выпускался КВ-1 вплоть до 1942 года, пока его окончательно не заменили более совершенные отечественные машины.



Если хочется узнать еще больше интересного о советской технике, то стоит почитать о том, что такое «Братская могила»: почему красноармейцы так прозвали СУ-76.


Обратите внимание:







21971
17.01.2021 16:36
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё