
Французский многоцелевой истребитель Mirage 2000 – один из самых успешных проектов военной авиации. Разработанный компанией Dassault Aviation в 1978 году, он продолжает службу и в настоящее время. Из общего числа построенных 600 «Миражей» только половина – 315 самолетов, служат во французских ВВС. Остальные состоят на вооружении девяти стран. Истребители охотно покупают, усматривая в них отличную альтернативу американским F-16.
1. История разработки

Новым истребителем планировали заменить устаревшие Mirage III/ Фото: wikimedia.org
В конце 1960-х годов, убедившись на примере военных конфликтов во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, что приоритет нужно отдавать маневренным самолетам, способным вступать в ближний бой, ведущие страны приступили к созданию таких летательных машин. Компания Dassault во Франции работала над прототипом Mirage G с изменяемой геометрией крыла, который затем, через ряд промежуточных моделей, трансформировался в Mirage 2000.
Этим новым истребителем планировали заменить устаревшие Mirage III. К тому же необходимость в новом самолете подстегивалась тем, что страны Европы были заинтересованы в американских F-16, в то время как Франция рассчитывала на успешный экспорт собственной военной продукции.
Инженерам удалось обновить дельтовидное крыло, которое считалось устаревшим, переместив центр подъемной силы, что значительно повысило маневренность и сократило разбег самолета. Новая машина получилась с куда лучшей управляемостью и маневренностью по сравнению с Mirage III.
2. Особенности и возможности

Mirage 2000 мог нести до 6,3 тонны боезапаса на девяти пилонах/ Фото: wikimedia.org
Самолет является перехватчиком с возможностью поражения сразу нескольких целей. В основном его собирали из авиационного алюминиевого сплава, что облегчало вес. Но для некоторых деталей использовались титан и композитные материалы из углеродного волокна.
Встроенное вооружение состояло из двух 30-мм пушек револьверного типа, каждая с боезапасом 125 снарядов. Снаружи Mirage 2000 мог нести до 6,3 тонны боезапаса на девяти пилонах. Первое поколение Mirage не несло интеллектуальные боеприпасы – в его вооружение входили управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности.
Впервые Mirage 2000 поднялся в воздух в 1982 году. Тогда в кабине одноместного самолета имелись только традиционные аналоговые приборы, хотя на лобовом стекле был также дисплей радара и индикатор HUD.
Пилоты французских ВВС, севшие за штурвал Mirage 2000, сразу пришли в восторг от новой машины, найдя ее прекрасным самолетом с высокими летными характеристиками, легким и четким откликом на управление и «умопомрачительной» скоростью крена.
3. Дальнейшие модификации

Модификация Mirage 2000C/ Фото: super-hobby.ru
Истребитель постоянно модернизировался. В первоначальном варианте в ВВС Франции были поставлены 37 самолетов, а начиная с 38-й машины начались изменения. Mirage 2000C получил улучшенный двигатель с форсажной тягой 95,1 кН. В 1987 году радар заменили на более совершенный RDI с лучшей обзорностью и идентификацией целей.
Вариант истребителя 2000B имел двухместную конфигурацию. Он лишился встроенной пушки, зато нес контейнер CC630 с двумя 30-мм пушками и 300 снарядами на пушку вместо 125.
Экспортные Mirage 2000E оснащались двигателем M53-P2 и усовершенствованным радаром RDM+. Они имели дневной лазерный целеуказатель ATLIS II. Только для ОАЭ были построены разведывательные Mirage 2000RAD с радарами в контейнерах, которые давали видимые и инфракрасные изображения.

Mirage 2000N сняли с вооружения в 2000 году/ Фото: airwar.ru
Существовал и ядерный вариант Mirage 2000N – с усиленными крыльями и системой точной навигации на малых высотах. Самолет имел одну ракету ASMP с боеголовкой мощностью 150 или 300 килотонн, способную поражать цель на расстоянии до 100 км. В 2000 году 2000N снят с вооружения, а его функция ядерного удара перешла к Rafale.
Mirage 2000D, введенный в эксплуатацию в 1995 году, стал продолжением ядерного варианта, но предназначался для обычных атак. Он должен был обеспечивать работу в ночное время и в плохую погоду. У пилота было теперь два дисплея плюс три сзади для второго пилота. Навигационный комплекс теперь мог использовать глобальную систему позиционирования GPS. Улучшилась система копирования рельефа Antilope 50, а вот носового зонда Пито самолет лишился.
4. Обновленные Mirage 2000-5

Mirage 2000-5 создали для возможности конкурировать с F-16/ Фото: wikimedia.org
Чтобы конкурировать с последними моделями американских истребителей F-16, Франция в 1990 году начала крупную модернизацию «Миражей». Для расширения боевых возможностей были усовершенствованы электроника, датчики и кабина, одновременно с этим снижена нагрузка на пилота.
Разработчик полностью обновил систему авионики: многорежимный радар Thomson-CSF RDY мог обнаруживать до 24 целей на расстоянии 130 км – дальность увеличена в два раз. Также самолет смог отслеживать восемь угроз одновременно, направляя четыре ракеты MICA одновременно на разные цели. Еще был добавлен лазерный целеуказатель.
Самолет стал еще более крутым – он получил мощный процессор, систему предупреждения о ракетном нападении Samir DDM, обновленную систему глушения для самозащиты и противодействия ICMS Mk2.
Истребители Мираж 2000 вооружены до зубов. В их арсенале имеются ракеты «воздух-воздух» (6 MICA, 2 Matra R550 и 2 Matra Super). Есть также ракеты «воздух-поверхность» (2 противокорабельные Exocet, 1 крылатая ракета Storm Shadow, высокоточные Popeye с самонаведением на цель), а также неуправляемые и управляемые авиабомбы.
Хотя наступательные возможности были увеличены, нагрузка на пилотов снижена благодаря новой кабине, скопированной с самолета Rafale – она полностью стеклянная, с тремя цветными дисплеями MFD прямо на стекле, с интеграцией системы ночного видения NVG.
Еще более усовершенствованная версия Mirage 2000-5 Mark 2 получила радар RDY-2 с двумя новыми режимами «воздух-земля» с визуализацией высокого разрешения и индикатором движущейся цели, в том числе для ночных атак. Радар обладает низкой вероятностью перехвата, в то же время противник не может распознать, что он стал целью.
Самолет оснащен бортовой системой генерации кислорода OBOGS. Кабина пилотов снова обновлена, дисплеи стали еще больше. Кроме того, нашлемная система отображения и прицеливания подает изображение прямо в шлем летчика, который для наведения на цель просто поворачивает голову, сливаясь с боевой машиной в одно целое.
5. Боевые достижения

Mirage 2000 доказали свою эффективность в боевых условиях/ Фото: wikimedia.org
«Миражи» воевали в Персидском заливе, выполняя задачи противовоздушной обороны для U-2 – разведчиков ВВС США. Задействовали их в Боснии, в Косово и в Афганистане для поддержки сил НАТО. Также самолеты принимали участие в различных военных операциях блока НАТО – в Сирии в 2018-м, сбивали беспилотники хуситов в 2024 году.
Индийские «Миражи» участвовали в Каргильском конфликте между Индией и Пакистаном, где сбросили 55 тонн боеприпасов. При этом было потеряно три самолета. Высокоточными бомбами «Миражи 2000» уничтожали пакистанские бункеры. Во всех операциях истребители зарекомендовали себя как надежные и неприхотливые машины.
Благодаря этим качествам, универсальности и при этом достаточно разумной цене самолет широко присутствует во многих странах. Он доказал свою эффективность в боевых условиях. «Мираж» не только не потерял актуальности – его передовые технологии дают основание считать самолет одним из лучших многоцелевых истребителей мира.
Интересно также узнать, что собой представляют самолеты ДРЛО и для чего нужны.