
Военная техника всегда была дорогим удовольствием, и её закупка для государства выливается в солидные вложения. Яркий тому пример – современные истребители. Lockheed Martin F-35 Lightning II стоит около 100 миллионов долларов за штуку, российский Су-57 подешевле, всего около 30 миллионов, у остальных цифры не менее впечатляющие. Так откуда взялись настолько баснословные суммы?
1. Дорогой процесс разработки

Сборка Су-57./ Фото: imgur.com
Разработка нового истребителя – очень долгий и сложный процесс, и оттого, что в нём используются самые современные технологии, проще он совсем не становится. Скорее наоборот. Использование передовой техники усложняет разработку во много раз, поскольку в процессе придётся создавать новые технологии, разрабатывать особые материалы и внедрять электронные системы. Процесс создания проекта неизбежно затягивается, но всё становится ещё сложнее, когда приходит время собирать прототип. На его постройку, доработку и запуск тоже тратятся огромные средства. К тому же в процессе принимает участие не один и даже не два производителя, а значит, траты вырастают как снежный ком. К тому времени, когда прототип подготовят к серийному производству, разработчики проводят сотни испытаний, разбивают несколько машин и постоянно требуют денег. Сколько ушло на создание истребителя пятого поколения Су-57, никто не говорит, но сюда также следует включить разработку новейшего двигателя, которая завершилась не так давно. Общая сумма неизвестна, но она наверняка огромна.
2. Мелкосерийное производство

Линия по производству истребителей F-35./ Фото: cnbcfm.com
Основной способ снизить стоимость одного выпущенного самолёта – это их массовое производство. Чем больше их будет сделано, тем дешевле они будут стоить. Объясняется это просто – все затраты на создание истребителя необходимо окупить, поэтому они включаются в стоимость отдельного самолёта, а дальше – простая математика. Проблема же в том, что количество созданных боевых машин регулирует заказчик, то есть государство, а оно заказывает не десятки тысяч самолётов, а всего лишь несколько сотен. Хорошо, если самолётом заинтересуются другие страны и закупят их в большом количестве, в противном случае итоговая цена получится по-настоящему большой.
3. Увеличенный срок эксплуатации

Крыло с использованием композитов./ Фото: livejournal.com
Государству очень невыгодно получать истребители с низким ресурсом, то есть те, которые отработают несколько лет, а потом уйдут на пенсию. Ведь в таком случае постоянно придётся выпускать новые на замену списанной технике. Вместо этого лучше строить «долгоиграющие» боевые самолёты, способные находиться в строю не один десяток лет. Даже если они устареют, их всегда можно модернизировать, заменив часть систем на более новые и совершенные, необходимо лишь предусмотреть подобную возможность в процессе разработки. Это будет гораздо дешевле, да и быстрее. На производство тоже тратится очень много времени, объём выпущенных за год боевых машин составляет не сотни, а всего несколько десятков. Именно поэтому в конструкции самолётов используют прочные высокотехнологичные материалы – дорогие сплавы и композиты, а всё оборудование рассчитано на длительную эксплуатацию в жестких условиях.
4. Использование высокотехнологичного оборудования

Кабина F-35./ Фото: pikabu.ru
В современных истребителях в большом количестве используется электронное оборудование, которое управляет всеми бортовыми системами. Без него самолёт не стоит ровным счётом ничего, но вот с ним его цена взлетает просто до небес. Даже сама по себе эта техника стоит очень много, не говоря уже о программном обеспечении, да и о самом процессе разработки. Ведь по своей сути вся эта электроника уникальна и создаётся для конкретного самолёта и под определённые задачи. При этом самолёты пятого поколения управляются с помощью интеллектуальных систем, и это тоже сильно влияет на итоговую стоимость. Электроника управляет взлётом и посадкой, непосредственно полётом, обнаружением и распознаванием целей, наведением и даже системами вооружений.
5. Современное оружие

F-35 с вооружением./ Фото: naked-science.ru
В глубокую старину с вооружением самолётов дело обстояло очень просто: бомба выкидывалась за борт вручную, а прицеливание выполнялось на глаз, по принципу «авось попадёт». В настоящее же время главное – это точность, поэтому используются высокоточные ракеты «воздух-поверхность», а также управляемые умные бомбы. Перечень вооружений для использования с истребителями очень длинный, но перед его применением пилоту необходимо правильно навести его на цель. И для этого необходимы сложнейшие бортовые системы: радиолокационная станция, несколько систем наведения и прочее. По своему объёму стоимость систем вооружения даже без боезапаса составляет немалую часть цены всего самолёта.

Самый дорогой истребитель в мире./ Фото: nationalreview.com
Так и получается, что государство заказывает создание истребителя и его мелкосерийный выпуск в количестве нескольких сотен штук, а рядовые граждане потом сильно удивляются, почему каждый из них стоит целое состояние. На текущий момент Lockheed Martin F-35 Lightning II является самым дорогим в мире истребителем, поскольку в него вложили немало новейших технологий, но это не исключило наличия многочисленных недостатков, и подобная цена – один из них.