Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Американский тяжелый стратегический бомбардировщик малой заметности «Northrop B-2 Spirit» до сих пор остается самым дорогим самолетом в истории человечества. На разработку программы пришлось потратить 22 млрд «вечнозеленых». Стоимость одного B-2 со всем необходимым оборудованием перевалила за отметку в 2 млрд. В итоге, американцы сделали 21 такой бомбардировщик, потратив на все про всего более 44 млрд из кошельков налогоплательщиков. Стоила ли того программа малозаметного бомбардировщика, который применялся, по сути, всего три раза?


1. Как появился и что из себя представляет «Northrop B-2 Spirit»?



Самый дорогой самолет в мире. |Фото: wallpaperflare.com.

Самый дорогой самолет в мире. |Фото: wallpaperflare.com.


Разработка «Northrop B-2 Spirit» началась еще в годы холодной войны в 1979. К 1986 году самолет был полностью разработан, начались испытания. Первый раз уникальную машину показали широкой общественности в 1988 году на заводе ВВС ВС США №42 в Палмдейле в штате Калифорния. Первый полет машина совершила в 1989 году, а на вооружение США была принята в 1997. До сих пор в строю остается 20 из 21 произведенных самолетов. Единственная потеря машины была связана с катастрофой не в боевой обстановке. Случилось крушение в 2008 году 23 февраля (подарок ко дню Красной армии?) на американской военной базе Андерсен.

Как уже было упомянуто выше, Northrop B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории человечества. В общей сложности на программу разработки и производства было потрачено 44 млрд долларов США. Общие характеристики В-2 не являются тайной за семью печатями, по сути засекречена до сих пор только эффективная площадь рассеивания (ЭРП) фюзеляжа самолета – показатель, отвечающий за ту самую скрытность от радаров. По разным оценкам ЭРП «Spirit» может составлять от 0.00014 до 0.1 кв.м. Много это или мало? Оба значения крайне низки. Вот несколько усредненных примеров ЭРП разных целей: автомобиль – до 3 кв.м, танк Т-90 – 20 кв.м, небольшой катер – 50 кв.м, авианосец – 50 000 кв.м, пассажирский самолет – 70 кв.м, бомбардировщик B-52 – 100 кв.м, современный самолет-истребитель – 3-12 кв.м, человек – 1 кв.м, голубь – 0.01 кв.м, крылатая ракета – менее 0.1 кв.м.

Остальные характеристики В-2 хорошо известны. Габариты машины 20.9х52.12х5.1 метра. Площадь крыла – 460 кв.м. Масса порожнего – 71.7 тонны. Максимальная взлетная масса – 171 тонна. Масса полезной нагрузки – 27 тонн. В движение самолет приводится четырьмя двигателями General Electric F118-GE-100 с тягой 4х7700 кгс. Максимальная скорость самолета 1010 км/ч. Боевой радиус – 5300 км. Практический потолок – 15.2 км. Вооружаться Northrop B-2 Spirit может 16 крылатыми ракетами, или 8-12 высокоточными ракетами, или 80 обычными бомбами, или 36 кассетными бомбами или 16 ядерными ракетами.

2. Превосходит ли «Northrop B-2 Spirit» другие стратегические бомбардировщики?



Единственный полноценный стелс-бомбардировщик. |Фото: wallhere.com.

Единственный полноценный стелс-бомбардировщик. |Фото: wallhere.com.


Бомбардировщик Northrop B-2 Spirit по взлетной массе, боевой нагрузке, максимальной скорости, боевому радиусу, рабочему потолку, тяге и почти всем остальным характеристикам проигрывает всем лучшим стратегическим бомбардировщикам, созданным в США и СССР в годы холодной войны. Но есть одно маленькое и можно даже сказать малозаметное но. Northrop B-2 Spirit – это серийный стратегический бомбардировщик с технологией «стелс». Аналога нет ни у кого до сих пор. При этом не стоит думать, что по другим характеристикам В-2 проигрывает драматически. Чаще всего разница между ним и другими самолетами СССР/США не принципиальная. Опять таки кроме пункта про «малозаметность» на радарах.

3. Где и когда «Northrop B-2 Spirit» применялся и смог ли добиться хоть каких-то результатов?



Белград после бомбардировки. |Фото: 4esnok.by.

Белград после бомбардировки. |Фото: 4esnok.by.


Важно понимать, что, как и многое другое оружие холодной войны, «Northrop B-2 Spirit» первоначально создавался для войны с Советским Союзом: тотальной, глобальной ядерной третьей мировой войны. Первоначальное предназначение самолета – это незаметная доставка ядерного оружия за периметр ПВО противника с целью нанесения решительного удара по стратегическим объектам. К счастью, для этого В-2 так и не пригодился. Во всяком случае пока. Будем надеяться, что и не пригодится.

Так как последней войны между «красными» и «звездно-полосатыми», к счастью для нас всех, так и не случилось, то В-2 уже после 1991 года стали использовать как обычный стратегический бомбардировщик. На его счету участие в специальной операции НАТО «Союзная сила» в Югославии в 1999 году, операция НАТО «Иракская свобода» в Ираке в 2003 году, а также операция «Одиссея. Рассвет» в Ливии в 2011 году. Во всех трех операциях В-2 проявил себя с лучшей стороны как бомбардировщик. В Ливии, например, В-2 уничтожили почти 1/3 от всех целей бомбардировщиков США.

4. Выходит, что «Northrop B-2 Spirit» - дорогая и бесполезная цацка?



А у вас есть такое, нет? ¦Фото: autoevolution.com.

А у вас есть такое, нет? ¦Фото: autoevolution.com.


Очень часто про «Northrop B-2 Spirit» приходится слышать что-нибудь в духе: дорогая бесполезная цацка, которая ни разу не применялась в странах с нормальным ПВО! Во-первых, если В-2 когда-нибудь применят в стране, где есть «нормальное» ПВО, то это скорее всего кончится ядерной войной и торжеством цивилизации крыс и тараканов на Земле.

На самом деле на все это важно смотреть с другой стороны. Со стороны экономики. США могут тратить миллиарды долларов на самый ходовой товар в истории человечества – организованное насилие, которое осуществляется сегодня, в том числе при помощи супердорогих самолетов В-2. Стоило бы в первую очередь смотреть на то, что США до сих пор остаются по многим параметрам первой экономикой мира с развитой наукой и производством.

Речь не идет о том, чтобы любить или бояться американский милитаризм, а о том, что недооценивать экономику и армию «наиболее вероятного противника» не только глупо, но и прямо опасно. А то помнится, была одна страна в начале XX века, которая влезла в Первую мировую войну с шапкозакидательскими настроениями, а потом была вынуждена закупать лопаты и топоры для войск в Японии, а винтовки в Великобритании. Топоры и лопаты, Карл! Закончилось все кстати плохо: двумя революциями и 5-летней гражданской войной. И пронесло в тот раз в конечном итоге фактически чудом.

А вот интересное видео с нашего канала:



Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про «Пивовар»: что представлял собой советский самолет Як-28 для доставки ядерного оружия.


Обратите внимание:







9133
14.09.2022 17:07
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё