Архитектура RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Середина прошлого века стала отправной точкой в появлении на горизонте совершенно новой эстетики в искусстве и архитектуре, в том числе. Минимализм, футуристический дизайн с упором на функциональность – самые яркие признаки модерна, стали популярны практически во всех отраслях, начиная с архитектуры и городского планирования, и заканчивая промышленным и графическим дизайном. Особенно впечатляющие шедевры появились в Соединенных Штатах и Европе.


1. Определяющие черты современной архитектуры середины XX века



Модерн середины XX века – это коллекция дизайнов, созданных примерно с 1930 по 1975 год. | Фото: midcenturyclub.com.

Модерн середины XX века – это коллекция дизайнов, созданных примерно с 1930 по 1975 год. | Фото: midcenturyclub.com.


Большинство зданий в Соединенных Штатах и Европе, появившихся в середине века (примерные границы с 1930 по 1975 гг.) демонстрируют абстрактные пространства, чистую, минималистскую эстетику, акцент на природное окружение, «честность материалов», а также пристрастие к четким линиям и угловатым структурам.

Ярким примером минимализма в дизайне экстерьеров является Дом Фарнсуорт или Стеклянный дом среди живописной природы Плано (штат Иллинойс, построен в 1951 г.).

Ярким примером минимализма в дизайне экстерьеров является Дом Фарнсуорт или Стеклянный дом среди живописной природы Плано (штат Иллинойс, построен в 1951 г.).


• Минимализм. В середине прошлого века многие дизайнеры и архитекторы отдавали предпочтение абстрактному стилю, переосмысливая традиционные каноны искусства, что и стало толчком к появлению новой эстетики. Особенно ярко минимализм и абстракция отразились в очертаниях индивидуальных домов. Плоские крыши, четкие линии и скромный орнамент экстерьеров, выложенный кирпичами разных цветов, монохромные интерьеры с вкраплениями ярких акцентов.

Ключевой особенностью жилых резиденций середины века является связь с окружающей природой. | Фото: mymodernmet.com.

Ключевой особенностью жилых резиденций середины века является связь с окружающей природой. | Фото: mymodernmet.com.


• Связь с природой. Еще одной ключевой характеристикой дома середины века является его связь с природой. Архитекторы включали в свои проекты большие окна и открытую планировку внутреннего пространство, что обеспечивало максимальный приток естественного света и открывало живописный вид на окружающий ландшафт. Кроме того, начали использовать систему раздвижных стеклянных дверей, что давало возможность жильцам в любой момент выйти на улицу, где предусматривались ухоженные придомовые участки с щедрой растительностью или непосредственный выход в лес или луг, если это была загородная резиденция в природной зоне.

Четкие линии и щедрое остекление – основные приоритеты дизайна жилых домов середины прошлого века. | Фото: architecturaldigest.com.

Четкие линии и щедрое остекление – основные приоритеты дизайна жилых домов середины прошлого века. | Фото: architecturaldigest.com.


• Угловые конструкции и четкие линии. Архитекторы, творившие в середине прошлого века, в своих проектах предпочитали геометрические формы и асимметричные композиции, в которых уже не просматриваются популярные ранее декоративные элементы.

Открытая планировка и функциональность ставились во главу угла архитекторами-модернистами.

Открытая планировка и функциональность ставились во главу угла архитекторами-модернистами.


• Функциональность. В оформлении интерьеров модернистских домов делался упор не на украшательство, а на функциональность. Все аспекты новаторского дизайна были призваны сделать жизнь проще и эффективнее. Эстетически же интерьер был минималистским или скандинавским.

Все эти принципы применялись модернистами и последователями Государственной высшей школы строительства и формообразования, или Staatliches Bauhaus — Государственный Дом строительства, больше известный как Bauhaus (Баухауз). Об этом свидетельствуют примеры, которые мы рассмотрим далее.

2. Дом Гропиуса в Новой Англии (штат Массачусетс, США)



Дом Гропиуса в 1938 г. спроектировал Уолтер Гропиус – одним из архитекторов-основателей стиля школы Баухауз (Новая Англии, штат Массачусетс). | Фото: historicnewengland.org.

Дом Гропиуса в 1938 г. спроектировал Уолтер Гропиус – одним из архитекторов-основателей стиля школы Баухауз (Новая Англии, штат Массачусетс). | Фото: historicnewengland.org.


Четкие линии, обилие окон и светлые тона фасада – основные предпочтения модернистов (Gropius House, Новая Англия). | Фото: historicnewengland.org.

Четкие линии, обилие окон и светлые тона фасада – основные предпочтения модернистов (Gropius House, Новая Англия). | Фото: historicnewengland.org.


Дом Гропиуса (Gropius House), спроектированный Уолтером Гропиусом, одним из основателей Высшей школы строительства и дизайна Баухауз, является особо значимым примером новаторских преобразований в проектах частных домом середины прошлого века. Загородная резиденция, спроектированная для своей семьи в Новой Англии (штат Массачусетс), представляет собой довольно простое (в конструкционном плане здание), но с хорошо продуманной функциональной планировкой здание.

Рациональность, прагматизм, простота и эффективность взяты за основу в планировке и оформлении загородного дома (Gropius House, Новая Англия).

Рациональность, прагматизм, простота и эффективность взяты за основу в планировке и оформлении загородного дома (Gropius House, Новая Англия).


Преобладание прямых линий; строгие углы; обилие ленточных окон; белый цвет фасада и контрастные акценты; светлые тона в оформлении интерьера; открытая планировка; деревянный каркас, образующий несущую систему здания; террасная крыша – все эти составляющие, наиболее используемые модернистами элементы, заложили основу архитектуры будущего.



3. Lovell Beach House в Ньюпорт-Бич (штат Калифорния, США)



Lovell Beach House – один из самых впечатляющих новаторских памятников модернистской архитектуры.

Lovell Beach House – один из самых впечатляющих новаторских памятников модернистской архитектуры.


Загородный особняк Lovell Beach House, построенный на побережье Тихого океана, является воплощением радикальных идей как архитектора Рудольфа Шиндлера, так и заказчика – известного доктора-натуропата Филиппа Ловелла. В свое время, будучи сотрудником архитектурной студии Фрэнка Ллойда Райта, Шиндлер участвовал в разработке проекта дома Холлихок на Олив-Хилл в Лос-Анджелесе, который предназначался для наследницы нефтяной промышленности Алин Барнсдалл, что и повлияло на его дальнейшую практику. В собственных проектах рационализатор использовал и усовершенствовал идеи модернистов.

В середине прошлого века такой стиль проектирования частных резиденции назовут калифорнийским стилем дизайна (Lovell Beach House, Ньюпорт-Бич). | Фото: michaelfreemanphoto.com.

В середине прошлого века такой стиль проектирования частных резиденции назовут калифорнийским стилем дизайна (Lovell Beach House, Ньюпорт-Бич). | Фото: michaelfreemanphoto.com.


Открытость планировки и выставленные напоказ деревянные балки дома, построенного в 1922–1926 гг., можно встретить в современных интерьерах частных резиденций (Lovell Beach House, Ньюпорт-Бич).

Открытость планировки и выставленные напоказ деревянные балки дома, построенного в 1922–1926 гг., можно встретить в современных интерьерах частных резиденций (Lovell Beach House, Ньюпорт-Бич).


В неожиданном для того времени стиле он мастерски использовал обширный, со сложным рельефом участок земли, с которого открывается захватывающий вид на океан. При проектировании, равно как и жилищу, автор уделил особое внимание ландшафтному дизайну. Благодаря открытому пространству перед резиденцией и масштабному остеклению удалось обеспечить владельца и его семью беспрепятственными видами и максимальным простором внутри здания.

При строительстве Lovell Beach House использовал экспериментальные методы заливки бетонных балок, которые удешевили и ускорили процесс возведения объекта.

При строительстве Lovell Beach House использовал экспериментальные методы заливки бетонных балок, которые удешевили и ускорили процесс возведения объекта.


Примечательно: При строительстве дома Шиндлером, впервые было использовано одно из экспериментальных применений железобетона, направленное на минимизацию затрат. В Lovell Beach House предусмотрено пять параллельных бетонных рам, залитых вертикально, чтобы поддержать структуру. Помимо повторного использования опалубки, были созданы очень легкие стены толщиной в 5 см (жесткость конструкции придавали металлические рейки, покрытые штукатуркой), которые закреплялись на бетонных рамах с помощью стальных стержней. Эти внедрения значительно удешевили строительство и сократили процесс возведения объекта.



4. Stahl House в Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США)



Загородная резиденция Stahl House – культовый объект, мастерски интегрированный Пьером Кенигом в склон холма (Лос-Анджелес, США).

Загородная резиденция Stahl House – культовый объект, мастерски интегрированный Пьером Кенигом в склон холма (Лос-Анджелес, США).


Stahl House (Дом Шталя), спроектированный архитектором Пьером Кенигом, не одно десятилетие считается иконой дизайна середины века. Фотографии культового сооружения, интегрированного в склон холма с видом на Лос-Анджелес и на живописный ландшафт, зачастую становятся заголовками любой статьи или публикации на эту тему. Построенный в 1960 году в рамках программы, Case Study House стал одним из самых известных домов середины века и не только в Соединенных Штатах.

Находясь внутри резиденции, возникает ощущение того, что она «парит» над землей (Stahl House, (Stahl House, Лос-Анджелес).

Находясь внутри резиденции, возникает ощущение того, что она «парит» над землей (Stahl House, (Stahl House, Лос-Анджелес).


По сведениям редакции Novate.ru, программа была создана в 1945 году Джоном Энтенца, редактором новаторского журнала Arts & Architecture, который стремился формировать послевоенную жизнь с помощью инновационных строительных технологий с использованием доступных промышленных материалов. Новый объект, предусматривающий использование конструкции из стекла и стали, остается одним из самых известных примеров принципов и эстетики программы, которая не устарела спустя более чем полвека. Кстати сказать, Джон Энтенца потратил меньше времени на разработку проекта, предусматривающую интеграцию жилого объекта в склон холма с использованием свайной конструкции, нежели на получение разрешения для его реализации. До этого времени еще никто не использовал в таком объеме стеклянные панели, заменяющие стены, возведенные из традиционных материалов, и консольные элементы, свисающие над пропастью.

Самым впечатляющим развлечением в «парящем» доме являются террасы, на одной из которой предусмотрен бассейн с видом на город и живописный ландшафт (Stahl House, Лос-Анджелес).

Самым впечатляющим развлечением в «парящем» доме являются террасы, на одной из которой предусмотрен бассейн с видом на город и живописный ландшафт (Stahl House, Лос-Анджелес).


Интересный факт: Благодаря использованию промышленных материалов и модульной конструкции, элементы которой полностью изготавливались на заводе, загородная резиденция была возведена всего за один день бригадой из 5 рабочих. Это обстоятельство ярко свидетельствовало о продуманности дизайна и рациональности подхода к структурному проектированию каркаса здания, что впоследствии, сыграло немаловажную роль в строительстве крупномасштабных объектов.



5. Schröder House в Утрехте (Нидерланды)



Дом Шредер – культовый жилой дом, который при жизни владельцев был признан памятником архитектуры, а с 2000 г. является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО (Утрехт, Нидерланды).

Дом Шредер – культовый жилой дом, который при жизни владельцев был признан памятником архитектуры, а с 2000 г. является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО (Утрехт, Нидерланды).


Архитектурной изюминкой и знаковой достопримечательностью Утрехта по праву считается частная резиденция Schröder House (она же Rietveld Schröder House), построенная для овдовевшей Труус Шредер, матери троих детей, которая хотела иметь жилище, полностью соответствующее ее нестандартным представлениям о том, каким должен быть дом. В 1924 году для разработки проекта женщина обратилась к известному дизайнеру мебели Герриту Ритвельду, который до этого времени подобными проектами не занимался. Благодаря тому, Труус точно знала, чего хотела: простоты и пространства, которые освобождали, а не ограничивали ее, Ритвельду удалось с успехом завершить проект, кардинально меняющий все представления о жилище, к которому привыкли в Нидерландах и других странах.



Rietveld Schröder House стал культовым объектом, характерными особенностями которого являются: максимальный простор, простота, функциональность, плавные переходы между интерьером и экстерьером, четкие горизонтальные и вертикальные линии, использование основной цветовой гаммы, наряду с белым, серым и черным, а также внедрение «умных» решений. Одна из таких идей заключалась в раздвижных стенах на первом этаже, которые образовывали двери. Открытая планировка основной жилой зоны позволяла создавать многофункциональное пространство на свое усмотрение. Днем – это была огромная гостиная, но вечером семья Шредеров могла разделить ее на три отдельные комнаты. В одной части так и оставалась зона гостиной с дровяной печкой-камином, а две другие – преобразовывались в комнату для сына и дочери, что давало всем членам семьи иметь собственное уединенное пространство.

Многофункциональное жилое пространство Дома Шредер напичкано «умными» решениями, значительно опередившими время (Утрехт, Нидерланды).

Многофункциональное жилое пространство Дома Шредер напичкано «умными» решениями, значительно опередившими время (Утрехт, Нидерланды).


Еще одной гениальной идеей Ритвельда было культовое угловое окно на верхнем этаже, створки которого можно было распахнуть, что «растворило» угол, создавая ощущение будто находишься на улице. Также креативный дизайнер активно использовал встроенные и выдвижные конструкции, что позволяло перепрофилировать пространства под свое настроение каждому из членов семьи. Стоит отметить, что все внедрения были направлены на то, чтобы жильцы могли беспрепятственно наслаждаться окружающим живописным ландшафтом, ведь когда планировалось строительство дом находился на окраине Утрехта. Со временем райский уголок оказался у обочины оживленной городской дороги, да и окраина стала новым центром, что очень огорчало хозяйку, которая все же прожила в нем до 1985 года.

Из нашего видео можно узнать, зачем в Советском Союзе станции метро встраивали в жилые дома:



У истоков зарождения современного стиля архитектуры стоял гениальный архитектор Фрэнк Ллойд Райт, которому удалось создать собственное направление в дизайне и положить начало новаторским экспериментам в строительстве. Следующий обзор позволит познакомиться не только с культовыми работами, но и узнать много интересного из жизни незаурядного зодчего.


Обратите внимание:








2484
13.09.2022 12:24
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё