Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Железнодорожное полотно не кажется хитрой конструкцией. Однако, стоит познакомиться с железной дорогой чуть глубже, чем в первом приближении, как мнение человека сразу же меняется. Чтобы состав поехал, недостаточно просто положить не землю шпалы и рельсы. Существует целая технология строительства, причем весьма непростая. Впрочем, сегодня речь главным образом пойдет о таком моменте, как необходимое количество тех самых шпал на один километр пути.


Строительство ЖД - дело не простое. |Фото: sfera-stroy.org.

Строительство ЖД - дело не простое. |Фото: sfera-stroy.org.


Железнодорожное полотно состоит из трех основных элементов. Первый – это земляное полотно. Второй – это так называемый балластный слой. Третий – это рельсошпальная часть. Соответственно именно рельсы и шпалы являются важнейшей частью любого железнодорожного полотна. Несложно догадаться, что шпалы во всей этой конструкции выполняют функцию опоры для рельсов. Кстати, с голландского языка слово «spalk» или «шпала» так и переводится – подпорка. Нужны они для плавной передачи динамической нагрузки от поезда к земле.

Деревянные шпалы пропитывают смолами и маслами. |Фото: beltorika.by.

Деревянные шпалы пропитывают смолами и маслами. |Фото: beltorika.by.


Изготавливают шпалы из разных материалов. Долгое время самым популярным (во всем мире) материалом было банальное дерево. При этом шпалы могли отличаться своими типоразмерами в зависимости от характеристик железнодорожного полотна. В России типоразмер шпал впервые был законодательно определен и установлен в 1886 году. Согласно изданному тогда циркуляру, всякая шпала должна была быть не короче 2.3 метров и иметь сечение в 0.15х0.25 метров. Помимо дерева шпалы в последствии стали изготавливать из металла (как правило используются при быстром наведении железных дорог военными) и железобетона. В конце позапрошлого века в Англии пытались (и не без успеха) использовать шпалы из камней. Также для их изготовления иногда используют асфальтобетон.

Дорога состоит из трех слоев. |Фото: msk.truboproduct.ru.

Дорога состоит из трех слоев. |Фото: msk.truboproduct.ru.


При использовании деревянных шпал, элемент-подпорка в обязательном порядке должен обрабатываться специальным составом. В противном случае дерево гниет или рассыхается, очень быстро теряя свои свойства. Сначала для пропитки деревянных шпал использовали главным образом хлористый цинк, однако в последствии все страны перешли на масляные антисептики, приготовленные из отходов. Пропитка шпал процедура не такая простая как кажется. Для этого в свое время создавались целые заводы. В Российской Империи с не самым плотным железнодорожным покрытием их было сразу шесть штук.

Делают в том числе из металла. |Фото: rostovkino.ru.

Делают в том числе из металла. |Фото: rostovkino.ru.


Наконец, многих наверняка интересует ответ на вопрос о том, сколько нужно шпал на 1 километр железнодорожного пути. В каждой стране на этот счет были созданы свои регламенты, которые неоднократно менялись в ходе последующих десятилетий. Например, в Царской России было принято класть от 1 300 до 1 600 шпал на 1 версту (1.066 км). Сегодня по техническим регламентам предписывается укладывать на 1 км 1 440, 1 600, 1 840 или 2 000 шпал в зависимости от выбранной технологии строительства, качества рельс и грунта под железной дорогой.

Чаще всего рельсы из железобетона. ¦Фото: agenciainfra.com.

Чаще всего рельсы из железобетона. ¦Фото: agenciainfra.com.


Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, правильно ли называть ж/д состав поездом: в чем отличие двух понятий.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:





5554
13.07.2021 09:29
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё