Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0



В последние годы Россия прикладывает огромные усилия для модернизации собственного военно-морского флота, а одной из важнейших задач является его усиление на северных рубежах. Одним же из самых новых и интересных проектов здесь стал патрульный корабль «Иван Папанин», который уже спущен на воду и готовится к сдаче. Самым же любопытным является его тип – боевой ледокол.


Когда ледокол – не вариант

Патрульный корабль «Иван Папанин», рендер./ Фото: u-f.ru

Патрульный корабль «Иван Папанин», рендер./ Фото: u-f.ru


Служба военных судов на северных рубежах имеет свою специфику, и она совсем непростая. Условия здесь чрезвычайно жесткие из-за очень низких температур, поэтому всё оснащение должно соответствовать целому ряду требований, но не это самая большая проблема. Больше всего трудностей доставляет вездесущий лёд, покрывающий поверхность моря толстым слоем. Обычный корабль не в состоянии его проломить, будь то обычное торговое или военное судно. Даже у корпуса бронированного судна имеется лишь определённый запас прочности, а его конструкция не предназначена для выполнения подобной работы. Для прокладки свободных ото льда путей используются ледоколы, конструкция которых тщательно продумывалась специально ради такого случая.

Верфь./ Фото: flectone.ru

Верфь./ Фото: flectone.ru


Корпус ледокола выполнен из особо прочной стали, поэтому может выдержать большие нагрузки во время удара об лёд. При этом передняя часть киля имеет особую форму, благодаря которой ледокол «наползает» на лёд и проламывает его своим весом. Если же это не помогает, он отходит назад и на приличной скорости таранит ледяную кромку толщиной несколько метров. Именно ради этого корпусу и придали настолько большую прочность, а на случай его повреждения у ледокола имеется ещё один герметичный корпус, внутренний, сдерживающий забортную воду из возможной пробоины. Именно поэтому военные суда, имеющие совсем другую конструкцию, не могут выполнять роль ледокола и нуждаются в его услугах во время плавания в северных широтах. Вот только такой способ передвижения связывает даже одно военное судно и лишает его мобильности, не говоря уже о целой группе. Именно поэтому и возникла потребность в боевых судах, способных самостоятельно преодолевать ледовые преграды.

Боевой ледокольный флот

Спуск на воду «Ивана Папанина»./ Фото: ok.ru

Спуск на воду «Ивана Папанина»./ Фото: ok.ru


Разработкой этого необычного проекта занималось Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», а проектные работы были завершены примерно в году. Проект ледовых кораблей под номером 23550 два судна под кодовыми шифрами «Арктика» и «Ермак», а по классификации они считаются патрульным и сторожевым судами. Постройкой же судов по этому проекту занимаются «Выборгский судостроительный завод» и «Адмиралтейские верфи». Детали общей конструкции кораблей 23550 не раскрываются, но она должна напоминать обычный ледокол. Конечно, новые военные корабли не обладают возможностями настоящих ледокольных судов, но они могут преодолевать лёд толщиной до 1,7 метра, что сильно облегчает плавание по затянутому льдом морю.

На текущий момент корабль находится на стадии испытаний./ Фото: topwar.ru

На текущий момент корабль находится на стадии испытаний./ Фото: topwar.ru


Сердцем этих кораблей является энергетическая установка, достаточно мощная, чтобы обеспечить их требуемыми ледокольными качествами. Центральное место в ней занимают четыре дизельных электростанции мощностью 3,5 МВт и два дополнительных дизельных генератора. В движение корабль приводится при помощи двух гребных винтов, каждый из которых вращается 6,3-мегаваттным электродвигателем (8,6 тысяч лошадиных сил). Также энерго система включает в себя большое количество разнообразного оборудования, разработанного специально для этих целей.

«Иван Папанин» сам может прокладывать путь во льдах./ Фото: triptonkosti.ru

«Иван Папанин» сам может прокладывать путь во льдах./ Фото: triptonkosti.ru


Первым патрульным кораблём этой серии стал «Иван Папанин», заложенный ещё весной 2017 года. Основные работы на нём были завершены в 2019 году, после чего его спустили на воду и продолжили строительство. Правда, работы несколько затянулись, поскольку это был первый корабль в своём роду. Использование необкатанных технологий и многочисленных новшеств поставили перед инженерами немало сложных проблем, которые пришлось решать уже по ходу дела. Как бы там ни было, на текущий момент «Иван Папанин» уже спущен на воду, а все масштабные работы на нём завершены. Не так давно для него подобрали команду и пересдали ей «ключи». Предполагается, что он будет отправлен заказчику до конца текущего года и впоследствии принят на вооружение.

Патрульный корабль «Иван Папанин»./ Фото: russia-today.net

Патрульный корабль «Иван Папанин»./ Фото: russia-today.net


Поскольку это военный патрульный корабль, ему полагается соответствующее вооружение. Основным калибром сделали АК-176МА, 76-миллиметровую артиллерийскую корабельную установку, а с воздуха судно прикрывается ракетной зенитной установкой «Верба» или «Игла». Дополнительно, в зависимости от поставленных целей, на корабле можно установить пусковые установки ракетного комплекса «Калибр» морского базирования или же противокорабельную установку «Уран». Сам же «Иван Папанин» может выполнять множество функций. Он может нести на себе несколько скоростных катеров «Раптор», спускать их на воду и поднимать на борт, вести патрулирование, осуществлять высадку десанта, а при необходимости и абордажных групп. Дополнительно на судне имеется ангар для одного вертолёта Ка-27/226, а также место для базирования двух беспилотников.

Россия постоянно обновляет собственный военно-морской флот и принимает на вооружение новейшие корабли и подводные лодки, увеличивая своё присутствие на море.


Обратите внимание:







3771
13.05.2024 13:00
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё