Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



В вопросе вертолетов российские ВВС сегодня стоят на двух китах. Первый – это Ка-52, второй – Ми-28. Споры о том, какая из двух машин все-таки лучше, не утихают по сей день. Каждая из сторон приводит свои аргументы, однако многое указывает на то, что именно наследник Ка-50 «Черной акулы» является куда более перспективной машиной для вооруженных сил. Вот только действительно ли все так однозначно?


1. Схема расположения винта



У вертолетов разная компоновка. |Фото: rg.ru.

У вертолетов разная компоновка. |Фото: rg.ru.


Вертолет Ка-52 использует соосную схему винтов, которая по сравнению с классическим расположением винтов имеет ряд преимуществ: меньшие габариты, компактность самой трансмиссии, сокращение вибрации машины, лучшая устойчивость вертолета, сокращение количества критических узлов в конструкции, аэродинамическая симметрия машины, безопасность в обслуживании вертолёта персоналом.

Однако, у соосной схемы винтов есть и конкретные минусы: снижение КПД винтов, увеличенная высота вертолёта, риск самовращения винтов на высокой скорости, сложность ремонта и производства, а самое главное – риск перехлеста лопастей во время критических режимов полета. Безусловно, соосная схема считается среди конструкторов более «прогрессивной». Однако, ее недостатки не позволяют конструкции нового типа полностью вытеснить «классику». Соответственно, последняя имеет свои немаловажных достоинства. Поэтому Ми-28 становится хорош там, где плох Ка-52.

2. Безопасность экипажа и защищенность



Потрепавший крушение Ка-52. |Фото: ya.ru.

Потрепавший крушение Ка-52. |Фото: ya.ru.


Максимальная взлетная масса Ка-52 составляет 10 800 кг. Оптимальная взлетная масса Ми-28 составляет 10 900 кг. Таким образом 28-ой нормально тянет то, что для 52-го уже предел. При этом максимальная взлетная масса «Миля» достигается 12 100 кг. С этим вопросом напрямую связаны проблемы защищенности, вооружения и оснащения. Лучше всего для краткого описания Ка-52 подойдет термин «хрустальная пушка».

Ми-28 – это хорошо защищенная и очень живучая машина, даже в условиях использования классической схемы распознавания винтов. По сути, это новая итерация «летающего танка» среди отечественных вертолетов. Вот только система катапультирования в Ми-28 отсутствует. Если вертолет сбивают, то пилотам придется покидать машину в ручном режиме, что значительно повышает риски для членов экипажа. Ка-52 бронирован заметно слабее, чем Ми-28. Зато в «Камове» есть система катапультирования для членов экипажа, что значительно повышает шансы на выживание последних. Сначала отстреливаются винты, потом фонарь кабины, потом выстреливаются кресла с пилотами.

3. Вооружение



Ка-52 лучше вооружен. |Фото: voenchel.ru.

Ка-52 лучше вооружен. |Фото: voenchel.ru.


Оба вертолета вооружены 30-мм пушками 2А42. У Ми-28 пушка установлена на поворотной турели, что значительно ускоряет и упрощает наведение орудия, предоставляя стрелку больший угол атаки. Однако, точность такого орудия ниже из-за вибрации, возникающей в процессе стрельбы из-за недостаточно «твердого» крепления. У Ка-52 пушка жестко зафиксирована сбоку. Это заметно усложняет прицеливание, зато позволяет ощутимо повысить кучность стрельбы. Кроме того, у Ка-52 почти в 2 раза больший боекомплект 30-мм снарядов: 480 выстрелов против 250 выстрелов у Ми-28.

Ми-28 вооружен скромнее. |Фото: war-book.ru.

Ми-28 вооружен скромнее. |Фото: war-book.ru.


Все остальное вооружение устанавливается в вертолетах на точки подвески, расположенные на крыльях вертолетов. За редким исключением оружие на подвесах одинаковое: разнообразное ракетное вооружение типа воздух-поверхность (НАР, «Штурм», «Атака», «Гермес», КМГУ) и воздух-воздух («Игла», «Стрелец»), бомбовое вооружение и стрелково-пушечное вооружение (23-мм ГШ-23Л). Другой вопрос в том, сколько этих самых точек подвески на крыльях боевых машин есть. У всех вертолетов Ми-28 их 4 штуки по 2 на каждом крыле. У первых 3-х серийных партий Ка-52 точек повестки также было 4, однако на современных Ка-52 количество точек подвески увеличено до 6 по 3 на каждом из крыльев. Таким образом «Камов» создает куда более внушительный «огненный шквал» в сторону противника.

4. Ходовые качества



Ходовые качества почти не отличаются. |Фото: mensmagazines.ru.

Ходовые качества почти не отличаются. |Фото: mensmagazines.ru.


При кажущейся «легковесности» Ка-52 машина эта в действительности не быстрее, чем Ми-28. Правда, и не сильно медленнее… Оба вертолета используют двигатели из серии ТВ3-117: силовые установки ВК-2500 и ВК-2500П. Каждый вертолет имеет по два двигателя мощностью 2х1750 л.с в крейсерском режиме и 2х2700 л.с в чрезвычайном режиме. Масса топлива во внутренних баках вертолетов одинаковая – 1 500 кг. Максимальная скорость обоих вертолетов составляет 300 км/ч. При этом крейсерская скорость Ка-52 – 260 км/ч, а крейсерская скорость Ка-50 – 265 км/ч. Таким образом принципиальных отличий между машинами в этом отношении нет. Другое дело маневренность, в первую очередь – вертикальная маневренность. Здесь Ка-52 чувствует себя ощутимо лучше Ми-28 - 15 м/с скороподъёмности у «Камова» против 13.6 м/с у «Миля».

5. Электрооборудование



Оснащение Ми-28 богаче. |Фото: forum.wbfree.net.

Оснащение Ми-28 богаче. |Фото: forum.wbfree.net.


Оба вертолета имеют хорошо развитые комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Однако, оснащение Ми-28 в данном вопросе лучше, в области РЛС. Качественным отличием «Миля» от «Камова» является то, что он может выполнять функцию «летающего штаба». Комплекс БРЭО Ми-28 позволяет осуществлять разведку и выполнять целеуказание как для двух боевых вертолетов в группе, так и для самолетов. Что же касается Ка-52, то его БРЭО по большей части соответствует чисто боевой машине.

6. Материальная база



Материальная база важна. |Фото: militaryarms.ru.

Материальная база важна. |Фото: militaryarms.ru.


Не только не последний, но в действительности один из первых вопросов о котором забывает большинство людей, размышляя про военную технику. Вопрос денег! В конечном итоге все в жизни так или иначе конвертируется в деньги (кроме любви и дружбы, конечно же). И здесь все не просто. Стоимость Ми-28 составляет порядка 18 млн долларов США. Стоимость Ка-52 - около 16 млн долларов США. Вот только материальная база для обслуживания 52-го: технического обслуживания, ремонта, модернизации, обучения техников и летчиков, по сути, создается с нуля. Для Ми-28 материальная база не создавалась вообще. Вертолет практически полностью унаследовал то, что было создано еще под Ми-24.

7. Что же по итогу?



Обе машины хороши. ¦Фото: novostivl.ru.

Обе машины хороши. ¦Фото: novostivl.ru.


И Ка-52 и Ми-28 – это хорошие современные вертолеты, полностью соответствующие мировым трендами, не критически уступающие, но и не решительно превосходящие иностранные аналоги, во всяком случае, если говорить о военной технике США, Великобритании, Франции и Германии. Нельзя однозначно сказать, что та или другая российская машина лучше. Оба проекта заняли в составе ВВС свою нишу. Во всяком случае на данный момент. Ка-52 – это классическая «хрустальная пушка», почти слепая и плохо защищенная. Ми-28 – это вертолет с умеренными огневыми возможностями, но при этом занимающий должность «всевидящего ока» в воздушных ударных группах. Именно по этой причине что в ходе гражданской войны в Сирии, что в ходе нынешнего конфликта 28-ой и 52-ой чаще всего работают в тандеме, а не по отдельности.

А вот интересное видео с нашего канала:



Если хочется узнать еще больше об авиации, то стоит почитать о том, почему у Ан-22 «Антей» и Ту-95 «Медведь» воздушные винты вращаются в разные стороны.


Обратите внимание:







16920
12.08.2022 19:46
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё