Общество RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Разное    





Во все времена люди ценили комфорт. И сегодня каждый из нас максимально им обеспечен, вне зависимости от того, где находится – и на суше и в море. Конечно, среди удобств основным должно быть удовлетворение физиологических потребностей. Проще говоря, без туалета никуда. Но если в современном мире все допустимые удобства в любых условиях – это норма, то в прошлом дело обстояло несколько иначе. Ведь, несмотря на то, что отхожие места на старинных парусниках все-таки были, каждое их «посещение» сопровождалось немалым риском.


Несколько веков назад люди также заботились о своем комфорте в меру своих возможностей. Поэтому практически все судна, особенно те, которые были предназначены для дальних плаваний, были оснащены гальюном – «туалетом флотилии». Вот только особенности его расположения и конструкции сегодня кажутся довольно необычными.

Туалеты на суднах находились в весьма необычном месте. /Фото: liveinternet.com

Туалеты на суднах находились в весьма необычном месте. /Фото: liveinternet.com

Гальюн находился в носовой части судна на верхней палубе, где был небольшая открытая площадка. Она являлась началом бушприта – деревянной балки, наклоненной под углом 30-40 градусов и предназначенной для установки определенных частей вооружения корабля.

Непосредственно туалеты располагались на этом участке вдоль правого и левого бортов. Гальюн был матросским отхожим местом, поэтому особыми удобствами не располагал и представлял собой только лишь сидение с отверстием снизу.

Гальюн на шведском корабле «Ваза». /Фото: wikipedia.org

Гальюн на шведском корабле «Ваза». /Фото: wikipedia.org

И именно та самая носовая часть судна часто была украшена красивыми резными скульптурами людей или животных. Из-за близкого нахождения к отхожему месту матросов эти статуи назывались «гальюнными фигурами».
Интересный факт: довольно часто на нос корабля помещались именно женские фигуры, хотя нахождение особы женского пола на борту по-прежнему считалось плохой приметой. Причиной столь оригинального выбора были все те же поверья: считалось, что эти статуи играют роль талисмана и «ангела-хранителя» судна и могут защищать от невзгод во время плавания.

Гальюнные фигуры. /Фото: fishki.net

Гальюнные фигуры. /Фото: fishki.net

Сами матросы не любили свои туалеты. Причиной была их небезопасность. Дело в том, что находящиеся на открытом пространстве гальюны никак не могли защитить человека от высоких волн или сильных порывов ветра, которые могли выбросить несчастного за борт.

Моряки не любили гальюны из-за риска их использования. /Фото: liveinternet.com

Моряки не любили гальюны из-за риска их использования. /Фото: liveinternet.com

К сожалению, в те времена падение в открытое море или океан часто заканчивалось трагично. Ведь человек в одиночку не был способен справиться с водной стихией. Но даже если его заметят, то спасение не всегда поспевало вовремя – парусники очень зависели от потоков воздуха, и судно уходило слишком далеко, прежде чем упавшему за борт могли помочь. А сам человек никак не мог угнаться за кораблем.

Такие свесы не обеспечивали безопасность. /Фото: liveinternet.com

Такие свесы не обеспечивали безопасность. /Фото: liveinternet.com

Постоянный риск, с которым было связано простое удовлетворение физиологии, не прибавляло матросам любви к гальюнам. Поэтому они нередко, вместо опасного путешествия к носу корабля находили какой-нибудь темный угол в трюме или пушку, за которой можно было спрятаться.

Гальюны были весьма опасными. /Фото: auction.violity.com

Гальюны были весьма опасными. /Фото: auction.violity.com

Удивительно, но эта нелюбовь к гальюну среди матросов дала старт новой должности на корабле. Так, в 1720 году российским морским уставом была официально закреплена должность корабельного профоса – лица, следившего за арестантами и ответственного за «раздачу» телесных наказаний. В том числе в обязанности человека на этой должности входило поддержание чистоты на корабле.

Далеко не все матросы хотели рисковать жизнью в отхожем месте. /Фото: pikabu.ru

Далеко не все матросы хотели рисковать жизнью в отхожем месте. /Фото: pikabu.ru

Проще говоря, профос должен был заниматься уборкой за заключенными и не очень смелыми матросами продуктов их жизнедеятельности из неположенных для этого мест. Конечно, тех, кого ловили за «разведением» антисанитарии, подвергали телесным наказаниям. Но даже угроза получить палкой или кнутом по спине прибавляла некоторым морякам желания подвергать свою жизнь риску использованием гальюна.

Профос убирал за заключенными. /Фото: wikipedia.org

Профос убирал за заключенными. /Фото: wikipedia.org

У офицеров флота таких проблем не возникало, так как пользоваться туалетом на палубе им попросту не было необходимости. Для высших чинов на корабле были предусмотрены более комфортные условия для удовлетворения своих физиологических потребностей.

Кают-компания предоставляла комфортные условия офицерам. /Фото: auction.violity.com

Кают-компания предоставляла комфортные условия офицерам. /Фото: auction.violity.com

Проживая в кают-компаниях, офицеры и отхожие места имели поближе к нему. Это были штульцы – круглые свесы по бокам в кормовой части судна. Помимо собственно, кабинки туалета, там также могли храниться путевые карты или оборудование для навигации.

Корабельный штульц. /Фото: fishki.net

Корабельный штульц. /Фото: fishki.net

По информации Novate.ru, на больших кораблях штульц мог быть двухэтажным, где на одном из этажей располагалась ванная для капитана. И хоть небольшой размер этих комнатушек не прибавлял им особого комфорта, все-таки от риска оказаться за бортом высшие чины на корабле были защищены.

В дополнение к теме: сегодня туалеты не только гораздо болеем комфортные, чем столетия назад, но и продвинутые - Японский унитаз - диковинка, к которой европейцу нужно морально подготовиться.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:


48452
12.08.2019 18:12
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё