Американский танк «Шерман» является, пожалуй, самой узнаваемой бронетанковой единицей сил Союзников времен Второй мировой войны. Некоторые более-менее осведомлённые в данном вопросе могут вспомнить из пантеона бронетехники США также средний танк М26 «Першинг» от 1944 года и САУ М36 «Джексон». А вот про монструозную установку Т28 не только не вспоминают, но даже и не знают в большинстве своем. Забыта данная машина абсолютно незаслуженно. Узнать ее поближе стоит уже из-за одного только грозного вида.
А еще говорят, что немцы перебарщивают с размерами. |Фото: infografics.ru.
Начать следует с козырей: американская САУ Т28 является второй по массе единицей бронетехники времен Второй мировой войны после немецкой Panzerkampfwagen VIII «Maus», воплощенной в металле! Немецкий «мышонок» весил 188.9 тонн. Американская САУ была куда скромнее, но все еще входила в когорту здоровяков – 86 тонн. При этом в отличие от многих немецких машин подобного класса, управлялась Т28 экипажем всего из 4 человек. Правда, в серию самоходка из семейства «охотник на танки» так и не пошла. Во многом именно по этой причине она была фактически полностью забыта. Сделали американцы всего два тестовых экземпляра САУ.
Чудовищный исполин. |Фото: blogspot.com.
Разработка Т28 велась с 1943 года. Именно тогда американское командование осознало, что в армии США нет ни одной единицы бронетехники, которая могла бы уверенно бороться без взаимодействия с другими подразделениями с «Пантерами» и «Тиграми» вермахта. Ответ на вопрос лежал буквально на поверхности – нужно было делать собственный «охотник на танки». Пригодиться таким машины должны были и для борьбы с немецкой обороной, в частности для преодоления «западного вала» Рейха.
Американским военным машина не понравилась. |Фото: flickr.com.
В рамках технического здания было решено создать максимально приземисты безбашенный танк. В качестве основного орудия для будущей Т28 американцы выбрали внушительную по тем временам 105-мм нарезную танковую пушку Т5Е1 с боекомплектом на 28 снарядов. В качестве вспомогательного оружия должен был использоваться пулемет «Браунинга» калибра 12.7-мм. Не пожалели ресурсов заморские инженеры и на защиту экипажа (да и самой машины, которая стоила нешуточных денег). Притом, что Т28 должен был стать, по сути, САУ, машина имела лобовую броню в 305 мм в наиболее уязвимой части. Для сравнения у советского КВ-2 лобовая броня была 75 мм, у ИС-2 – 120 мм, у немецкой «Пантеры» лоб корпуса имел бронирование в 80 мм, а у «Тигра» - 100 мм.
Ряд достоинств у САУ был. |Фото: amp.topwar.ru.
В движение американский «охотник на танки» должен был приводиться V-образом силовым агрегатом с 8 цилиндрами Ford GAF. Двигатель был карбюраторного типа с жидкостным охлаждением. Двигатель, к слову, был добротным: выдавал 500 лошадиных сил. Однако, для него Т28 оказалась слишком тяжелой. При такой мощности и 2600 оборотах в минуту установка заставляла ехать огромный Т28 со скоростью всего 12 км/ч. При этом с учетом воздействия на трансмиссию, рекомендуемой скоростью была 10 км/ч. Запас топлива составлял 1640 литров, чего хватало примерно на 150-160 км. Нужно ли говорить о том, что такие характеристики не могли удовлетворить американских военных?
Недостатков было куда больше. |Фото: imgur.com.
По итогу машина вышла откровенно спорной. С одной стороны, Т28 обладал мощным оружием и надежным бронированием, мог даже преодолевать преграды под углом до 48.2%, имела небольшую высоту в 2.8 метра. При этом американский супертяжелый охотник на танки был крайне медленным и не поворотливым (радиус полного поворота составлял 8.54 метра!), а самое главное очень тяжелым. Из-за огромного удельного давления на грунт пришлось даже ставить дополнительную пару гусениц. У Т28 их не две, как у всех машин, а целых четыре. Закончилось все тем, что проект отложили в долгий ящик. Высадка в «Нормандию» проходила с другими машинами, а проект Т28 просуществовало до января 1946. Тогда САУ переименовали в «супертяжелый танк», а в скорее проект и вовсе закрыли.
В американских танковых войсках Т28 места не нашлось. |Фото: historianet.fi.
Правда, работа американских инженеров не пропала даром. Многие удачные технические решения, использованные в откровенно неудачном проекте в последствии (как это часто бывает) нашли себе применение в других машинах. В том числе в среднем танке М26 «Першинг», которому достался тот самый двигатель Ford GAF.
Часть технических решений Т28 перекочевала в средний танк Першинг. |Фото: Pinterest.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про то,на что была способна сверхтяжелая САУ рейха Jagdtiger.