
Любители поездок с ветерком считают скорость самым главным достоинством автомобиля. Правда, редко кто задумывается, чего стоили инженерам подобные достижения. Современный автомобиль обладает большим потенциалом, и с каждым годом скорость растёт даже у вполне себе бюджетных моделей. Так за счёт чего это происходит?
1. Шины

Без хороших шин быстро не будет./ Фото: drive2.ru
Современная шина – это не просто накачанная воздухом резиновая камера. Она имеет сложную структуру, а на разработку её общей конструкции ушли даже не годы, а десятилетия. У производителей целые подразделения занимаются совершенствованием шин, причём речь идёт не только о повышении эксплуатационных качеств, таких как прочность и износостойкость. В некоторой степени шины влияют и на скорость, с которой способен ехать автомобиль. На это влияют ширина шины, её форма, диаметр и рисунок на протекторе. Даже от состава, используемого в производстве сырья, зависит, с какой максимальной скоростью сможет ехать машина. Сильнее всего это заметно на спортивных автомобилях. Автопроизводители даже заключают договора с компаниями, чтобы те выпускали шины, которые будут лучше всего подходить к их моделям, учитывая эксплуатационные характеристики конкретных моделей.
2. Наличие полного привода

Полноприводное легковое шасси./ Фото: auto.ru
Очередной ступенькой в повышении скорости сыграла как раз полноприводная трансмиссия. Конечно, сам по себе полный привод не позволяет автомобилю ехать быстрее, но благодаря ему инженерам удалось стабилизировать машину на большей скорости. С ним вторая пара колёс не просто катится по дорожному покрытию, с них тоже передаётся крутящий момент, что увеличивает сцепление с дорогой. Как результат, увеличивается курсовая устойчивость, уменьшается вероятность заноса и увеличивается управляемость. На практике это означает, что автомобиль будет меньше заносить на поворотах, да и вилять из стороны в сторону он будет не так сильно. К тому же далеко не всегда машина ездит по идеальной дороге, гораздо чаще она покрыта водой, льдом или снегом. В таких условиях скорость тоже имеет значение, и полный привод здесь оказывается незаменимым.
3. Под управлением электроники

Автомобильная электроника./ Фото: dzeninfra.ru
Своей скоростью автомобиль в немалой степени обязан современным достижениям электронной промышленности. Практически все его системы управляются при помощи электронных блоков, которые отвечают за работу узла и, среди прочего, следят за текущим состоянием. Яркий тому пример – двигатель внутреннего сгорания. Его электронный блок управления регулирует подачу топливно-воздушной смеси, а также меняет её состав, добиваясь таким образом наиболее эффективного использования топлива. Разумеется, при этом скорость существенно повышается, снижается расход топлива, а сам двигатель работает в наиболее щадящем режиме.

Всё построено на электронике и электрике./ Фото: yandex.ru
За работу большей части систем отвечает свой собственный электронный контроллер, а наибольшей степени автоматизации удалось добиться в дорогих и технически более сложных моделях. В частности, на плечи электронных систем также переложили управление подвеской и трансмиссией, то есть теперь электроника может анализировать поведение автомобиля и при помощи электроприводов регулировать работу различных узлов, устанавливая таким образом наиболее оптимальный режим. Всё это прямо или косвенно тоже влияет на скорость.
4. Электрические силовые установки

Электродвигатели Tesla./ Фото: drive2.ru
В повышении скорости автомобилей большую роль сыграл переход к использованию электрических двигателей вместо стандартных ДВС. Сейчас с каждым днём электромобилей становится всё больше, от самых дешёвых до баснословно дорогих, а самое интересное, что даже недорогие электрокары могут показывать настоящие чудеса в динамике и скорости. Конечно, если на них ставят более или менее мощные электромоторы. У последних есть два очень интересных свойства, благодаря которым и достигается такой эффект, а именно гораздо большая мощность и больший крутящий момент. За счёт этого даже тяжёлый электромобиль можно разогнать до приличной скорости, не зря в программном обеспечении практически всех электрокаров, за исключением самых маломощных, устанавливают программное ограничение на максимально возможную скорость. Кроме того, электрическая силовая установка может буквально с нуля выдать наибольший крутящий момент, поэтому машина с места за очень короткое время разгоняется до своей максимальной скорости. Не зря последние созданные суперкары были построены на основе полностью электрических платформ и могут похвастаться серьёзными достижениями.
5. Современные автоматы

Автомат с двумя сцеплениями./ Фото: drive2.ru
Было бессмысленно наращивать показатели двигателей, если их приходилось устанавливать вместе с коробками передач, которые не могли реализовать весь потенциал высокоэффективных моторов. В последнее время на автомобили всё чаще устанавливают автоматические коробки передач с двойным сцеплением. Они работают по такому же принципу, как и классические, но при этом у них усовершенствовали сам процесс переключения. Секрет же прост: пока текущая передача успешно работает и передаёт крутящий момент с двигателя на колёса, задействуется второе сцепление, которое до поры до времени работает вхолостую. При этом переключение происходит практически без паузы, без потерь и перерывов в передаче крутящего момента. Коробка с двойным сцеплением показала себя с лучшей стороны и более эффективной, чем классическая. Тем более что современные автоматы работают под управлением электронных систем, которые умеют управлять процессом ускорения.
6. Нагнетатели

Двигатель с двумя турбонагнетателями./ Фото: drive2.ru
Ещё на заре автомобилестроения одному из инженеров пришла в голову мысль, как можно выжать из двигателя всё, на что тот только способен. Это планировалось сделать, увеличив давление в цилиндрах, чтобы двигатель мог выдать гораздо большую мощность, чем во время обычной работы. В итоге это сделали при помощи нагнетателя, который закачивал в двигатель воздух под определённым давлением и таким образом увеличивал давление во время сгорания топлива. Эту систему установили на гоночный автомобиль, и результат оказался настолько впечатляющим, что идею стали развивать и совершенствовать. На текущий момент турбонагнетатель превратился в стандартную часть силовой установки, и с его помощью скорость удалось существенно повысить. Правда, без последствий не обошлось. Наддув увеличивает нагрузку на двигатель, сокращая его ресурс, к тому же попутно возникает несколько сопутствующих характерных проблем.
Скорость ценилась всегда, и созданию спорткаров уделялось особое внимание, а некоторые из старых спортивных автомобилей превратились в настоящие раритеты и разошлись по частным коллекциям.