Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Любые новые образцы военной техники могут стать прорывом в своей сфере, а могут обернуться полным фиаско. И подводные лодки в этом отношении исключением не является. Однако некоторые разработки оказываются слишком спорными, чтобы их однозначно оценить. Ярким примером такого неоднозначного концепта стали подлодки проекта 705, которые одни называют едва ли не революцией во флоте, а другие - полным провалом амбиций.

Один из самых неоднозначных проектов советских субмарин. /Фото: war-book.ru

Один из самых неоднозначных проектов советских субмарин. /Фото: war-book.ru


Идея этого проекта появилась в 1959 году у ведущего специалиста этого же СКБ-143 (сегодня - СПМБМ «Малахит») А.Б. Петров, который предложил создать «Малую скоростную подводную лодку-истребитель». В те годы подобный концепт был весьма своевременный: в условиях обострения Холодной войны подобные субмарины требовались для поиска и уничтожения подлодок — носителей баллистических ракет с ядерными зарядами, которые тогда активно создавалось идеологическим противником. Одобрение проекта под номером 705 произошло 23 июня 1960 года решением ЦК и Совмина.

Силуэт уникальной советской подлодки. /Фото: wikipedia.org

Силуэт уникальной советской подлодки. /Фото: wikipedia.org


В СССР проект получил название «Лира», а по классификации НАТО именовался как «Альфа» (Alfa). Научными руководителями проекта стали академики А.П. Александров, В.А. Трапезников, А.Г. Иосифьян, главный конструктор — Михаил Георгиевич Русанов. Кроме того, к разработке подводных лодок был привлечен ЦАГИ, где проверялись внешние обводы лодки, а также ленинградский ЦНИИ им. Крылова, бассейны которого использовали для тестирования моделей.

Подлодка должна была стать прорывом. /Фото: topgun.rin.ru

Подлодка должна была стать прорывом. /Фото: topgun.rin.ru


Новая подводная лодка должна была обладать высокими скоростью и маневренностью, хорошей гидроакустикой и мощным вооружением. Но для удовлетворения всех этих требований приходилось в буквальном смысле слова включать фантазию и разрабатывать новаторские конструктивные решений. Так, материалом для корпуса корабля и многих его узлом стал титан — более лёгкий и прочный чем сталь, а также коррозионностойкий и маломагнитный. Однако он оказался весьма привередливым во время производства самих подлодок, поэтому специалистам приходилось использовать специальные марки высоколегированной стали и бронзы.

Проект 705 стал полигоном для испытания новаторских решений. /Фото: amarket-model.com

Проект 705 стал полигоном для испытания новаторских решений. /Фото: amarket-model.com


Другим новшеством оказалось число экипажа: если на большинстве атомных подводных лодок любой страны производства служат по 80-100 человек, то в техническом задании проекта 705 было заявлено количество в 16 военных исключительно офицерского состава. Впрочем, позднее численность будущего экипажа увеличили до 30 человек, включая пять техников-мичманов и одного матроса, который должен был быть и коком, и дневальным-уборщиком. Поэтому, чтобы подлодка функционировала нормально, её пришлось максимально автоматизировать.

Фишка подлодок проекта 705 - полная автоматизация. /Фото: tayni.su

Фишка подлодок проекта 705 - полная автоматизация. /Фото: tayni.su


Среди других особенностей атомных подводных лодок проекта 705 можно назвать поразительные по тем временам скоростные и маневренные характеристики, реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем, а также первые в своём роде пневмогидравлические торпедные аппараты, обеспечивающие стрельбу во всем диапазоне глубины погружения. Вооружение было представлено шестью торпедными аппаратами и общим боезапасом в 18 торпед. Всё это делало субмарины серьезным противником для подлодок стран НАТО.

Боевое дежурство лодок 705-го проекта нервировало НАТО. /Фото: topwar.ru

Боевое дежурство лодок 705-го проекта нервировало НАТО. /Фото: topwar.ru


Общее количество построенных подлодок проекта 705 составляет семь единиц, что сделало их первыми в мире серийными лодками, оснащенными реакторами с ЖМТ. Самый первый экземпляр, К-64, был заложен в июне 1968 года, а в декабре 1971 года был передан ВМФ СССР. Довольно быстро опытная эксплуатация продемонстрировала проблемы, связанные с реактором, ведь его фактически всё время требовалось поддерживать на одном температурном уровне, иначе, как и произошло с первой подлодкой, произойдет «закозление» паропроизводительной установки и последующее радиоактивное загрязнение лодки. Когда стало понятно, что повреждения в К-64 необратимы, в августе 1974 года она была выведена из состава флота и стала использоваться в разрезанном пополам виде для тренировок экипажей и отработки новых технологий.

Одна из лодок проекта 705 К-316 во время спуска на воду. /Фото: korabel.ru

Одна из лодок проекта 705 К-316 во время спуска на воду. /Фото: korabel.ru


При всех проблемах, АПЛ проекта 705 имела и ряд преимуществ, среди которых динамичность и высокая маневренность. Кроме того, она была способна «висеть на хвосте» у АПЛ условного противника много часов и даже уйти от выпущенной в её направлении торпеды. Поэтому остановленное после провала первой лодки производство продолжилось в Ленинграде и Северодвинске.

Проект 705 слишком опередил своё время. /Фото: war-book.ru

Проект 705 слишком опередил своё время. /Фото: war-book.ru


Остальные шесть доработанных кораблей успешно несли службу в составе Северного флота, откровенно нервируя страны НАТО. Однако и на этот раз всё было не так благополучно. Когда для поддержания температуры в реакторы на лодки установили электрокотлы, стало ясно, что питать их частично придётся с берега. С этим возникали перебои, и экипажу, чтобы не угробить реактор, приходилось держать его на высокой мощности, что увеличивало выработку топлива. А использование полной автоматизации заставляло флотское базовое начальство организовывать специальные лаборатории для периодических проверок оборудования.




Именно так появились споры о том, что лодки проекта 705, хоть и имеют уникальные боевые качества, но опережают свое время, а потому слишком сложны в обслуживании. Это предопределило судьбу всей серии: строящуюся субмарину заканчивать не стали, а почти все рабочие экземпляры в 1990 году все были выведены из состава флота. Единственная лодка, которая пережила развал СССР, К-123, несла службу до 1997 года, после чего также была снята с эксплуатации. А споры вокруг того, почему этот проект имел такую незавидную судьбу, не утихают среди специалистов и по сей день.

О том, какая подлодка снялась в культовом отечественном фильме, смотрите в видео на нашем канале:



В дополнение к теме: Что за странная носовая часть у советских подводных лодок серии «613»


Обратите внимание:







26507
10.11.2021 21:38
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё