На отечественных железных дорогах можно увидеть самые разные составы. И если одни отличаются различными техническими характеристиками, то другие - даже странным названием. Ярким примером последнего как раз и был «танк-поровоз», который именовался так вовсе не потому, что имел в своей конструкции хоть что-то, что напоминало о военной сфере и вооружениям.
Дореволюционный танк-паровоз системы Рак. /Фото: wikipedia.org
Одними из самых известных танк-паровозов являлись машины серии 9П, которые выпускались в Советском Союзе с 1935 по 1957 годы. Он же являлся последним советским паровозом для нормальной колеи. Однако возникает вопрос: почему его называют именно «танк-паровоз»? Ведь в его конструкции не предусмотрены ни броня, ни вооружение. Да и к военной сфере он в принципе не имеет отношение.
Танк-паровоз серии 9П. /Фото: narod.ru
На самом деле полное название этих составов - «танковые паровозы». А в основе их конструкции лежит отсутствие тендера, а вода и топливо расположено в специальных ёмкостях, которые установлены на самом локомотиве. Вот как раз эти резервуары и называются танки. Первоначально эти паровозов носили имя «тендер-паровозы», потому что в одном составе присутствовали функции и паровоза, и тендера, однако впоследствии его изменили.
Название поезда пошло от его конструктивной особенности. /Фото: tripadvisor.com
На отечественных железных дорогах танк-паровозы применялись зачастую для маневровых работ, а также эксплуатируются на фабричных подъездных путях. Отдельные модели используются для вождения товарных, грузовых, пригородных поездов, и местного сообщения, также известные как «Кукушки». Пик популярности танк-паровозов пришелся на период советской индустриализации, когда появилась острая необходимость в промышленных локомотивах.
Танк-паровозы в СССР имели огромную популярность. /Фото: autotravel.ru
Особенность конструкции танк-паровоза состоит в том, что запас воды и топлива хранится на самом паровозе: обычно для этой цели используются бортовые баки седельные, боковые или рамные танки. Их размещение всегда тяготело ближе к центру масс паровоза, либо таким образом, чтобы передние и задние резервуары находились в равновесии - это требовалось для равномерного распределения нагрузки.
Чертеж танк-паровоза 9П. /Фото: railway.in.ua
Среди достоинств такой конструкции паровоза были его компактность, возможность свободно двигаться и передним, и задним ходом без необходимости разворачиваться, а также улучшенный обзор сзади из-за отсутствия тендера. А недостатками можно считать нестабильный сцепной вес - танк-паровоз с опустошенными баками не был способен сдвинуть тот же груз, что и с полными - а также ограниченный запас топлива и воды - именно поэтому составы отличались небольшим функционалом.
Танк-паровоз серии 9П, вид спереди. /Фото: brestobl.net
В первой половине прошлого столетия танк-паровозы имели огромную популярность, а серия 9П в тридцатых годах была самой массовой на советских железных дорогах. Именно поэтому их и сохранилось немало до наших дней - сегодня любой желающий может вблизи рассмотреть танк-паровозы в музеях под открытым небом во ряде отечественных городов.
В дополнение к теме: Железнодорожный экстрим: завораживающие маршруты, о поездках по которым еще долго будут вспоминать