Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



В начале 2010-х годов у Китая появился собственный авианесущий крейсер. Корабль с непростой судьбой получил название «Ляонин» в честь одной из провинций Поднебесной. При этом не каждый знает о том, что когда-то это же судно носило название «Варяг», а еще раньше именовалось как «Рига». И как уже можно было догадаться, строить современный китайский ТАВКР начинали ни где-нибудь, а еще в Советском Союзе. Правда тогда никто и в страшном сне не мог представить, где в итоге придётся служить новейшему авианесущему крейсеру.


Адмирал Кузнецов - самый известный пример. /Фото: rbc.ru.

Адмирал Кузнецов - самый известный пример. /Фото: rbc.ru.


В 1985 году на Черноморском СЗ был заложен второй тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5. Корабль назвали «Рига» в честь столицы Латвийской ССР. Кстати, первым советским ТАВКР стал «Леонид Брежнев», который в последствии переименовали в «Адмирал Кузнецов». Аналогичная судьба постигла и «Ригу». В 1990 году название достраивавшегося авианесущего крейсера сменили на «Варяг», в честь того самого корабля еще императорского флота, принимавшего участие в печально известной Русско-японской войне. Такая замена по всей видимости была обусловлена тем, что второй ТАВКР серии было решено отправить служить на Тихий океан.

Строили на Черноморском СЗ. /Фото: topwar.ru.

Строили на Черноморском СЗ. /Фото: topwar.ru.


На момент осени 1991 года авианесущий крейсер «Варяг» был готов приблизительно на 70%, грядущий 1992 год не сулил уникальному кораблю ничего хорошего. С уничтожением общей страны, финансирование проекта 1143.5 прекратилось. В бывших советских республиках бушевал экономический кризис, начиналась приватизация, вооруженные силы массово сокращались, а оборонные проекты урезались. Разрыв устоявшихся за годы существования советской власти производственно-технологических цепочек делал невозможным реализацию любого по-настоящему крупного проекта. В годы СССР стройки наподобие «Варяга» велись буквально всей страной, к работе привлекались сотни, если не тысячи предприятий со всех уголков Союза.

Серьёзный был корабль. /Фото: YouTube.

Серьёзный был корабль. /Фото: YouTube.


Для молодой Украины такой проект оказался неинтересен. Ресурсов и возможностей для самостоятельного завершения сложнейшего проекта у отдельно взятой республики, пускай и с весьма развитым на момент 1991 года ВПК, не было. Впрочем, Россию уникальный корабль в 1991 году уже тоже не интересовал. Достраивать «Варяг» было негде, нечем и некем. Денег на дорогой авианесущий крейсер в стране тоже не нашлось. И раз продать ТАВКР соседу не светило от слова совсем, новые хозяева стали подыскивать для него других потенциальных покупателей. Весной 1992 на крейсер обратили внимание китайцы. Делегация осмотрела покупку, но приобрести «Варяг» так и не решилась. Поэтому следующие 6 лет судно медленно ржавело у черноморского побережья. При этом были объявлены торги со стартовой ценой в 4 млн долларов.

Советские крейсера-красавцы. /Фото: steamcommunity.com.

Советские крейсера-красавцы. /Фото: steamcommunity.com.


Наконец, в 1997 году как чёрт из табакерки нарисовалась загадочная компания Chong Lot Travel Agency Ltd из Макао. Руководил бизнесом некто по имени Сюй Чженпин. Предприниматель с китайскими корнями внес за ТАВКР «Варяг» сумму в 20 млн долларов, дабы гарантированно перебить любое встречное предложение. При этом бизнесмен всеуслышание заявил о том, что намерен превратить советский авианосец в плавучий развлекательный центр. После заветного «удара по рукам» крейсер простоял в Чёрном море еще почти 3 года, так как не имел собственного хода. Наконец, в 2000 году Сюй Чженпин нанял голландскую компанию International Transport Contractors для транспортировки судна в китайский город Далянь.

Корабль купили китайцы. /Фото: Pinterest.

Корабль купили китайцы. /Фото: Pinterest.


Путь до нового дома для «Варяга» выдался сложным. Сначала авианесущий крейсер никак не хотели пропускать турки через Босфор. Следующие полгода ТАВКР провёл на причале в территориальных водах Болгарии, пока китайский бизнесмен уговаривал турок пропустить ценную покупку. Последние в свою очередь постоянно находили новые отговорки. Не исключено, что позицию Анкары по этому вопросу помогли «скорректировать» американцы. Последние, к слову, с самого начала не доверяли рассказам Сюй Чженпин о превращении бывшего советского ТАВРК в плавучее казино. Наконец, осенью 2001 китайцам удалось умаслить турецких партнёров и судно пропустили. Но на этом приключения бывшего советского корабля не закончились…

Достраивали 6 лет. /Фото: topwar.ru.

Достраивали 6 лет. /Фото: topwar.ru.


Уже в Эгейском море «Варяг» в 10-балльный шторм, в ходе которого сорвался с тросов и уплыл в море. На протяжении нескольких часов ТАВКР оказался предоставлен стихии. После этого на протяжении нескольких дней ни один буксир не мог обратно заарканить китайскую покупку, из-за чего та спокойно и уверенно неслась прямиком на скалы у острова Скирос. В какой-то момент угроза столкновения оказалась настолько реальной, что с «Варяга» даже эвакуировали (вертолётом) находившуюся на его борту команду из 7 человек. К счастью покупателя, закончилось всё хорошо. Едва стихия утихла, катера взяли «Варяг» на буксир. Правда при этом произошёл несчастный случай: при переброске одного из тросов на буксире в результате несчастного случая погиб матрос.

Теперь служит Китаю. /Фото: topwar.ru.

Теперь служит Китаю. /Фото: topwar.ru.


Пускать «Варяг» в Суэцкий канал власти Египта отказались, поэтому буксирам пришлось направиться к Гибралтару. Путь оказался неблизким: крейсер обошёл Африку, прошёл Индийский океан и лишь после этого добрался до Тихого. Наконец в начале весны 2002 года ТАВКР прибыл в пункт конечного назначения. По иронии судьбы, Далянь когда-то был русским: основан он был на арендованной у Китая земле в 1898 году и назывался Дальний. Нужно ли говорить, что американцы не зря не доверяли китайцам? Ни в какое казино «Варяг» превращать в итоге не стали. По официальной версии, правительство Китая выкупило ТАВКР у Сюй Чженпин после того, как амбициозный бизнесмен якобы погряз в долгах. Сам Сюй спустя несколько лет даже дал пронзительное интервью, в котором клеймил родное руководство за отсутствие помощи и сетовал на то, что власти вернули ему лишь «жалкие» 20 млн долларов, отказавшись при этом погасить транспортные издержки бизнесмена. После этого предприниматель и вовсе исчез со всех радаров. Было ли ему при этом присвоено внеочередное воинское звание в МГБ КНР – история тактично умалчивает.

Корабль всё-таки обрёл жизнь. /Фото: pinterest.com.

Корабль всё-таки обрёл жизнь. /Фото: pinterest.com.


Что же до «Варяга», то в 2005 году в Китае началась работа по модернизации судна. Достраивали авианесущий крейсер на протяжении шести лет. Покупали ли при этом китайцы советскую техническую документацию – неизвестно. Однако, полностью исключать такое нельзя, учитывая масштаб и размах активности КНР в деле скупки технологий в бывших советских республиках. Наконец, в конце лета 2011 года боевой корабль отправился на ходовые испытания. Спустя почти год «Ляонин» (так китайцы переименовали «Варяг») торжественно заступил на службу ВМФ НОАК.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, кто на свете всех сильнее на море: 10 стран с самым большим количеством авианосцев.


Обратите внимание:







1777
9.05.2025 23:09
В закладки
Версия для печати


Смотрите ещё