Архитектура RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Если сравнивать с другими стилями, архитектура эпохи Возрождения XV и начала XVI веков была фундаментальной, «правильной», оттого однообразной и скучной. Строгость линий и максимальная симметрия никак не могли удовлетворить креативных зодчих, ищущих новых путей, поэтому неудивительно, что архитекторы-новаторы в 1520-х начали строить здания, нарушающие всю эту гармонию. Так появились маньеристские здания, в которых неожиданные элементы и эффектный декор, вызывающе контрастирующие на фоне общей застройки, будоражили умы творческих людей в разных странах Европы.


Предпосылки появления маньеристской архитектуры и ее особенности



Примеры маньеристских зданий, нарушивших гармонию жизни и архитектуры эпохи Возрождения. | Фото: architecturalidea.com.

Примеры маньеристских зданий, нарушивших гармонию жизни и архитектуры эпохи Возрождения. | Фото: architecturalidea.com.


Появлению нового стиля в искусстве и архитектуре поспособствовали политический и экономически кризис в Италии, ставшей колыбелью не только этого направления. Утрата политических основ флорентийского общества, всеми силами воспевающего гармоничность во всем, начиная от самого человека с его высокоморальными качествами, далекими от будничной и реальной жизни, его возвышенной духовностью и идеальными пропорциями тела (в большинстве случаев не имели ничего общего с навязанными идеалами) и заканчивая идеальной симметрией в архитектуре. В тот самый период приоритеты, олицетворяющие абсолютность мира, стали развеиваться, сея сомнения в умах людей, в особенности творческих личностей, порождая если не протест, так отчуждение и непонимание происходящего. Эти изыскания и нашли отражение в абсолютно противоположных Высокому Ренессансу идеях, породив новые правила жизни и строительства.

Монументализм умело переплетается с неожиданными элементами, что делает архитектурные сооружения более привлекательными и запоминающимися.

Монументализм умело переплетается с неожиданными элементами, что делает архитектурные сооружения более привлекательными и запоминающимися.


Начиная с 1520-х годов начали появляться удивительные произведения, нарушающие целостность и гармонию, вызывающих беспокойство, кажущейся нестабильностью архитектурных структур. В то же время нашлось место и восхищению оригинальностью придуманных элементов и обилию эффектного декора.

Стоит отметить, что первыми выразили протест в своих работах венецианские живописцы и зодчие, обозначив более приятное и современное для них искусство термином «новая манера» (ит. maniera nuova). А вот сам термин «маньеризм» появился лишь в 1789 году, его употребил и обосновал Луиджи Ланци – аббат, историк и искусствовед.

Зрительные иллюзии и обилие реалистичного, а иногда и причудливого декора, разнообразили эстетику зданий.

Зрительные иллюзии и обилие реалистичного, а иногда и причудливого декора, разнообразили эстетику зданий.


Особенности маньеристской архитектуры

• отвержение баланса и гармонии классической архитектуры;
• концентрация на контрасте между нормой и отступлением;
• создание иллюзии нестабильности из-за несоразмерности форм и деталей;
• визуальный обман и неожиданные элементы;
• причудливость форм, нарушающих симметрию и идеальность пропорций;
• увлечение зооморфными, антропоморфными и фитоморфными темами.

1. Площадь Кампидольо в Риме (Италия)



«Микеланджело обновляет Площадь Кампидольо» (гравюра Этьена Дюперака, 1569 г.). | Фото: regia-marinho.medium.com.

«Микеланджело обновляет Площадь Кампидольо» (гравюра Этьена Дюперака, 1569 г.). | Фото: regia-marinho.medium.com.


Площадь Кампидольо (Piazza del Campidoglio) – она из самых известных площадей Рима, в том виде, который мы можем видеть сейчас, была спроектирована не кем иным как самим Микеланджело, одним из культовых художников и скульпторов эпохи Возрождения. Находясь рядом с Капитолийским холмом, являющимся сердцем древнего города, площадь всегда привлекала внимание тех, кто пытался выделиться. Не стал исключением и Папа Павел III (1468-1549 гг.), выходец из могущественной семьи Фарнезе. В стремлении произвести впечатление на Карла V, который планировал посетить Рим в 1538 году, Папа в 1536 г. поручил Микеланджело полностью реконструировать Капитолийский холм и прилегающие площади.

Фасады старинных зданий, выходящих на площадь Кампидольо, преобразовали в стиле маньеризма (Рим, Италия).

Фасады старинных зданий, выходящих на площадь Кампидольо, преобразовали в стиле маньеризма (Рим, Италия).


К тому времени трапециевидная площадь, окруженная полуразрушенными средневековыми сооружениями, производила угнетающее впечатление, поэтому известный итальянский мэтр полностью обновил общественное пространство и выбрал он для этого новый стиль, кардинально отличающийся от привычного еще фундаментализма и чопорности эпохи Возражения. Он сделал все, чтобы каждое здание, фасад которого выходит на площадь Кампидольо, в центре которой находится копия древней конной скульптуры Марка Аврелия, производило неизгладимое впечатление. И ему это действительно удалось.



2. Дворец Те в Мантуе (Италия)



Дворец Те является ярким воплощением маньеристской архитектуры (Мантуйя, Италия).

Дворец Те является ярким воплощением маньеристской архитектуры (Мантуйя, Италия).


Дворец Те (Palazzo Te) – один из лучших примеров архитектуры маньеризма. И это неудивительно, ведь его спроектировал известнейший архитектор, яркий представитель маньеристов Джулио Романо (1499-1546 гг.). Будучи еще учеником величайшего художника эпохи Возрождения – Рафаэля, он сумел поменять не только точку зрения своего учителя, экспериментатор по натуре внес довольно значимую лепту в становление маньеризма в начале XVI века.

Загородную резиденцию спроектировал ученик Рафаэля 20-летний Джулио Романо – крупнейший из архитекторов-маньеристов, чей стиль укрепил отход от Высокого Возрождения (Palazzo Te, Мантуйя).

Загородную резиденцию спроектировал ученик Рафаэля 20-летний Джулио Романо – крупнейший из архитекторов-маньеристов, чей стиль укрепил отход от Высокого Возрождения (Palazzo Te, Мантуйя).


Построенный как загородная резиденция для герцога Мантуанского, дворец стал воплощением протеста против канонов архитектуры эпохи Возрождения (хотя новый стиль полностью основывается на ее принципах). В этом проекте прекрасно видно, как использование неожиданных элементов, стало интригующей особенностью при проектировании самого дворца и его территории

Примечательно: Главное здание дворца представляет собой квадрат, к которому примыкает большой внутренний двор, окруженный закрытыми сооружениями. Структура дворца заканчивается полукруглым рядом колоннады, которые сделали проект более эстетически привлекательным. Основные архитектурные элементы в этом произведении оказались перевернутыми вверх тормашками, что и приводило последователей гармоничного проектирования и знатоков тонкостей архитектуры в шок, но никак не сказалось на простых обывателях.



3. Мясные ряды Влишаль в Харлеме (Нидерланды)



Ступенчатая вершина фронтона, гордо увенчана гербом города, стала модной фишкой в Нижних странах (Vleeshal, Харлем).

Ступенчатая вершина фронтона, гордо увенчана гербом города, стала модной фишкой в Нижних странах (Vleeshal, Харлем).


Здание мясных рядов Vleeshal является самым запоминающимся образцом маньеристской архитектуры и не только в Нижних странах (территории в низменностях европейских рек Рейн, Шельда и Маас). Незаурядный объект, появившийся в Харлеме, в голландском городе к западу от Амстердама в 1603 году, активно и по предназначению использовался вплоть до XIX века, привлекая внимание своей незаурядной крышей, многоступенчатость которой станет колоритной фишкой во многих странах на долгие годы.

Бывший мясной павильон Vleeshal превращен в выставочное пространство (Харлем, Нидерланды).

Бывший мясной павильон Vleeshal превращен в выставочное пространство (Харлем, Нидерланды).


Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что незаурядное здание, функционал которого менялся в зависимости от потребностей города, пока не превратился в музей, спроектировал Ливен де Ки (1560-1627) – местный архитектор, оставивший свой след в облике города. Благодаря его стараниям в Харлеме появился отель «Вааг», новое крыло городской ратуши, был обновлен фасад музея Франса Халса.

4. Лаврентийская библиотека во Флоренции (Италия)



Лаврентийская библиотека была построена на фундаменте старинного монастыря и предназначалась для размещения коллекции книг и документов семьи Медичи (Флоренция, Италия).

Лаврентийская библиотека была построена на фундаменте старинного монастыря и предназначалась для размещения коллекции книг и документов семьи Медичи (Флоренция, Италия).


Особенно впечатляет внутреннее убранство, в проектировании которого Микеланджело принимал непосредственное участие (Флоренция, Италия).

Особенно впечатляет внутреннее убранство, в проектировании которого Микеланджело принимал непосредственное участие (Флоренция, Италия).


Лаврентьевская библиотека (она же Библиотека Медичи Лауренциана) – историческое здание во Флоренции, примыкающее к Большой базилике Сан-Лоренцо, одной из красивейших церквей в городе. Ее месторасположение и тот факт, что ее проектировал Микеланджело, покинувший город в 1534 году, на этапе завершения возведения стен, поспособствовали тому, что в процесс строительства были вовлечены многие архитекторы, включая Триболо, Вазари и Амманнати, что наложило свой отпечаток на ее оформление. Тем не менее здание Библиотеки Медичи Лауренциана считается одним из величайших архитектурных достижений Микеланджело, в котором появились те самые нововведения, которые впоследствии имели принципиальное значение для дальнейшего развития архитектурной мысли, становления маньеризма, ставшего основой для зарождения стиля барокко.

5. Собор Святого Иоанна в Валлетте (Мальта)



Собор Святого Иоанна в Валлетте – архитектурная жемчужина столицы Мальты и всего острова. | Фото: visitportugal.com.

Собор Святого Иоанна в Валлетте – архитектурная жемчужина столицы Мальты и всего острова. | Фото: visitportugal.com.


Собор Святого Иоанна (St. John’s Co-Cathedral) — католическая церковь в Валетте, столице острова Мальта, и одно из многих маньеристских зданий, которые были построены в городе в конце XIV века. Проект был заказан в 1572 году магистром Жаном де ла Кассьером в качестве церкви Ордена рыцарей Святого Иоанна, а спроектировал его мальтийский архитектор Джероламо Кассар, прославившийся своими маньеристскими проектами, которые, впоследствии стали достопримечательностями Мальты.

Роскошное убранство противопоставляется скромности оформления святынь эпохи Возрождения (Собор Святого Иоанна, Мальта).

Роскошное убранство противопоставляется скромности оформления святынь эпохи Возрождения (Собор Святого Иоанна, Мальта).


Собор считается одной из самых важных достопримечательностей для тех, кто мечтает не только насладиться Средиземноморскими развлечениями, но и прикоснуться к истории, искусству и культуре островного государства и его столицы. Собор Святого Иоанна считается жемчужиной города, очарование которой привлекает туристов снова и снова, ведь помимо уникальных реликвий, здание святыни может похвастаться богатым убранством, впечатляющими фресками, мраморными полами, трехмерными статуями, резными каменными стенами и захватывающими дух сводчатыми потолками, украшенными известным итальянским художником Маттиа Прети.



6. Кафедральный собор Преображения Христа Спасителя в Сальвадоре (Бразилия)



Кафедральный собор Преображения Христа Спасителя в Сальвадоре – самый впечатляющий образец колониального маньеризма в Южной Америке (Бразилия).

Кафедральный собор Преображения Христа Спасителя в Сальвадоре – самый впечатляющий образец колониального маньеризма в Южной Америке (Бразилия).


Кафедральный собор Преображения Христа Спасителя или Соборная базилика Сальвадора является главной церковью и резиденцией архиепископа одноименного города, расположенного в бразильском штате Баия. Это лучший пример колониального маньеризма в Южной Америке, вдохновленный иезуитской церковью в португальском городе Коимбра. Мало того, что ее дизайн повторяет формы португальской святыни, так для ее строительства камень завозили из самой Португалии.

В Соборной базилике Сальвадора, наряду с сакральными реликвиями, можно увидеть скульптуры, фрески и картины мастеров XVII века (Бразилия).

В Соборной базилике Сальвадора, наряду с сакральными реликвиями, можно увидеть скульптуры, фрески и картины мастеров XVII века (Бразилия).


Кто был автором проекта бразильской копии неизвестно, но ее строительство в 1657 г. году инициировали генерал-губернатор Херонимо де Атаиде, Конде де Атугия, правительственные и военные деятели. Они и присутствовали на церемонии закладке первого камня в новую церковь, которую возводили на фундаменте первой религиозной структуры, появившейся в этих местах в середине XVI века.



7. Церковь Святого Висента-де-Фора в Лиссабоне (Португалия)



Церковь Святого Висента-де-Фора при одноименном монастыре в Лиссабоне (Португалия).

Церковь Святого Висента-де-Фора при одноименном монастыре в Лиссабоне (Португалия).


Церковь Святого Висента-де-Фора (Church of São Vicente de Fora) входит в монастырский комплекс, основанный в XII веке Филиппом II, который также был королем Португалии (только Филиппом I). Плачевное состояние старинной святыни привело к реконструкции монастырских зданий и строительству новой церкви, которую возводили в лучших традициях маньеристской архитектуры в Португалии (1582 и 1629 гг.). Особое внимание к одной из красивейших церквей объясняется еще и тем, что она является местом последнего упокоения монархов Португалии и входит в состав Королевского Пантеона династии Браганса.

Церковь Святого Висента-де-Фора и монастырский комплекс построены по проекту испанского архитектора Хуана Эррера (Лиссабон, Португалия).

Церковь Святого Висента-де-Фора и монастырский комплекс построены по проекту испанского архитектора Хуана Эррера (Лиссабон, Португалия).


Примечательно: Церковь Святого Висента-де-Фора, первая из святынь, построенных за пределами города, спроектирована испанским архитектором Хуаном Эррерой, автором Эскориала (монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа I). После открытия в 1629 году, ее формы впечатлили не одного зодчего и даже целые общины. Она явилась прообразом для португальской религиозной архитектуры за пределами страны (от Бразилии до Макао).



Новаторство архитекторов и художников, которые во все времена стремились придумать особенные элементы, после маньеристских увлечений привели к появлению нового стиля – барокко. А как он трансформировался на просторах Российской империи, можно узнать из следующего материала.

Любителей военной техники, оружия и истории приглашаем заглянуть на наш канал:



Обратите внимание:







3849
9.04.2023 11:54
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё