С каким автомобилем больше всего ассоциируются Соединенные Штаты Америки? Правильно, с пикапом! Несмотря на свои размашистые габариты, эти грузовички выглядят вполне практично. Возникает закономерный вопрос: почему пикапы до сих пор не прижились в бывших советских республиках, в том числе в России? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, придется взглянуть на проблему чуть шире.
Когда появились пикапы?
Первые пикапы появились в 1910-е годы в США. |Фото: www.mecum.com.
Если внимательно посмотреть на автомобильный парк самых разных стран, в том числе входящих в счастливое семейство «развитых», то быстро станет понятно: мало где можно увидеть на дорогах пикапы в количестве, сравнимом с количеством оных в США. Без какого-либо пафоса можно сказать о том, что пикап – это чисто американский автомобиль. Попытки выпускать подобные машины были даже при СССР. Правда, данная форма кузова на отечественных просторах так и не прижилась.
В СССР пытались делать пикапы, но машины не прижились. |Фото: justdrive.ru.
История становления пикапов в США началась еще в XX веке. Америка очень быстро превратилась в «великую автомобильную державу». Как это было в большинстве стран: сначала были грузовики. Кузов пикап появился в 1910-е годы и первоначально позиционировался как сугубо утилитарный. А так как пикап с одной стороны мог перевозить «всякое» тяжелое, с другой стороны был дешевле полноценного грузовика, то данная форма кузова очень быстро приглянулась американскому малому и среднему бизнесу.
До 1970-х годов пикап был сугубо утилитарной, в том числе армейской машиной. |Фото: Pinterest.
Вплоть до 1970-х годов пикап в США вообще не воспринимался как семейный или повседневный автомобиль. Это была рабочая, сугубо утилитарная машина, которую приобретали или брали в аренду, как правило, малые предприниматели: хозяева мастерских, фермеры, строители, плотники, ремонтники и все прочие «самозанятые» трудящиеся на заказ. Собственно, сегодня более половины владельцев этих авто покупают их для тех же утилитарных целей – ведения хозяйства и бизнеса. Только во второй половине 1970-х годов начали выпускаться первые премиальные модели пикапов.
В США пикап занял нишу малотоннажного грузовика. |Фото: pics.alphacoders.com.
Постепенно автомобиль превратился в предмет статуса. Было в нем и место некоторому местному «ура, патриотизму»: американские автопроизводители стали преподносить пикап в рекламе как чисто американский автомобиль для «настоящих» американцев. В итоге сочетание утилитарности авто и грамотной рекламы сформировало новую традицию. Пикап стал одним из формальных символов Америки и американского образа жизни. Само собой, как и везде, большинство американцев все-таки покупает автомобиль под свои нужды. Далеко не все жители США ездят на пикапах, однако увидеть машину с таким кузовом на американских дорогах можно намного чаще, чем в любой другой точке мира.
Почему же у нас почти нет пикапов, если это такая замечательная утилитарная машина?
Сегодня пикап не только утилитарная машина. |Фото: Pinterest.
Во-первых, с данной формой кузова не сложилось еще в СССР. Советским гражданам такой автомобиль был просто не нужен в силу принципиально другого общественно-экономического уклада. Поэтому немногочисленные пикапы, которые выпускались еще в 1930-х годах, не нашли своего покупателя. В промышленности и сельском хозяйстве были необходимы полноценные многотонные грузовики. А когда автомобили смогли покупать и получать по очередям многие советские трудящиеся, то, как было отмечено ранее, такая форма кузова им была просто не нужна.
Чаще всего пикап - это дорого. |Фото: news.drom.ru.
Во-вторых, нишу, которую на рынке могли бы занять пикапы, заняли малотоннажные грузовики. Их начали делать еще в годы СССР. Конечно, малые грузовики не настолько «компромиссны», как пикапы, однако они и не такие дорогие, сложные в управлении и обслуживании, как крупнотоннажные грузовые автомобили.
На родном рынке нишу пикапов заняли малые грузовики. ¦Фото: drive2.ru.
В-третьих, цена. Дело в том, что сегодня средненький пикап стоит столько же, сколько стоит какой-нибудь кроссовер или внедорожник. Учитывая это обстоятельство, большинство жителей бывших советских республик скорее отдаст предпочтение кроссоверу. В США же пикапы намного дешевле и там есть действительно «народные» модели этого вида автомобилей. В то же время завозить дешевые модели в Россию дилеры не хотят, так как спроса на них не будет по причине господства в сфере малого бизнеса уже упомянутых малотоннажных грузовиков. В самой же России дешевых и при этом более-менее надежных пикапов не делают, а потому какой-нибудь фермер предпочтет купить новую «Газель», чем заморский пикап.
Видео с нашего канала расскажет про «Жигули» для КГБ:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про 5 кроссоверов, которые проедут по 500 тысяч км без капитального ремонта.