Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Почему даже самые мощные фортификации не всегда работают




Ставка на каменные стены делалась на протяжении тысячелетий: если не справлялась армия, за дело брались башни, валы и рвы. Огромные оборонительные сооружения возводили с такой тщательностью, будто они были не временными укреплениями, а символами вечной неуязвимости. В истории хватает примеров, когда эти монументы безопасности оказывались беспомощными, причём не только из-за технических просчётов, но и потому, что в дело вовремя не включался здравый смысл.


1. Грандиозная, но бесполезная Великая китайская стена

Великая китайская стена.

Великая китайская стена.


История началась в III веке до нашей эры, когда Ин Чжэн приказал соединить разрозненные крепости на северных рубежах, чтобы сдержать набеги кочевников. Позже стену неоднократно достраивали, особенно в эпоху Мин, а итоговый масштаб впечатляет даже по современным меркам: более 21 тысячи километров укреплений с учётом естественных преград, до 9 метров в высоту, тысячи сторожевых башен и опорных пунктов. В некоторых местах ширина позволяла передвигаться кавалерии, что делало её не только барьером, но и частью военной логистики.

Великая китайская стена.

Великая китайская стена.


Несмотря на размеры, стена не справилась со своей главной задачей. Завоеватели проходили её без особых проблем: порой в лоб, через слабо охраняемые участки, а чаще обходными путями. В ряде случаев гарнизоны попросту подкупались. Манчжуры, монголы, джурчжэни — все они оказывались по ту сторону стены, не задерживаясь у её подножия. В итоге гигантское сооружение стало памятником человеческому упрямству и туристическим объектом с сомнительным боевым прошлым.

2. Забытая линия обороны Анастасиева стена

Анастасиева стена.

Анастасиева стена.


Когда в V веке римская традиция обороны перешла к Византии, император Анастасий I решил обезопасить столицу не только мощными стенами, но и внешним рубежом. Так появилась линия укреплений длиной почти 50 километров, пересекавшая Фракию от Чёрного до Мраморного моря. Расчёт был прост: если враг направится к Константинополю, пусть сначала столкнётся с этой преградой.

Стены Константинополя.

Стены Константинополя.


Идея довольно быстро треснула по всем швам. На защиту такого расстояния просто не хватало людей, даже у густонаселённого мегаполиса того времени. Военные рассредоточивались по большой территории, а на периферии крепости и вовсе пустовали. Нападающие без труда проходили вперёд, а сама стена со временем разрушалась и растаскивалась местными жителями на строительные материалы. К VII веку о ней почти не вспоминали, от стены остались лишь фрагменты в виде обломков и странных рельефных изгибов в ландшафте пригородов Стамбула.

3. Формальный Вал Адриана

Вал Адриана.

Вал Адриана.


В 122 году нашей эры император Адриан прибыл в Британию и распорядился возвести сплошной оборонительный вал от побережья до побережья. Почти 120 километров стены, рвов, фортов и ворот предназначались для сдерживания нападений северных племён и обозначения границ империи.

Вал Адриана.

Вал Адриана.


Вот только реальность оказалась гораздо сложнее. Пикты не особенно церемонились с этим инженерным проектом и успешно находили обходные пути. Люди и грузы проходили через незакрытые участки, а иногда через ворота при участии прикормленных легионеров. Вал выполнял скорее административную и символическую функцию: он позволял римлянам контролировать движение, собирать пошлины и следить за торговлей. После ухода римских войск оборонительное значение вала окончательно исчезло. Уже в Средние века его начали разбирать на камень для хозяйственных нужд.

4. Уязвимая крепость Эбен-Эмаэль

Крепость Эбен-Эмаэль.

Крепость Эбен-Эмаэль.


К началу Второй мировой войны бельгийский форт Эбен-Эмаэль считался образцом непреодолимой фортификации. Современное бетонное сооружение с артиллерийскими дотами, подземными ходами и внушительными запасами снарядов было рассчитано на отражение почти любого вторжения на земле. При этом с воздуха его прикрывали всего четыре пулемёта.

Тоннели крепости Эбен-Эмаэль.

Тоннели крепости Эбен-Эмаэль.


10 мая 1940 года немцы провели операцию, не имевшую аналогов: 78 парашютистов прибыли на бесшумных планёрах DFS 230 и высадились прямо на крышу форта. В течение нескольких часов они уничтожили артиллерийские башни кумулятивными зарядами, заблокировали выходы и подавили сопротивление. Командование, оказавшись в изоляции, капитулировало менее чем через сутки. Фортификационный комплекс, считавшийся надёжным щитом на границе, пал практически без боя.

5. Дорогая, надёжная и бессмысленная Линия Мажино

Линия Мажино.

Линия Мажино.


После Первой мировой войны Франция решила перестраховаться и вложила огромные средства в создание линии укреплений, предназначенной для сдерживания агрессии со стороны Германии. От Швейцарии до Люксембурга тянулись бетонные казематы, бункеры, артиллерийские точки и разветвлённые подземные тоннели. Комплекс считался эталоном инженерной мысли своего времени.

Линия Мажино.

Линия Мажино.


Когда в мае 1940 года началось немецкое наступление, выяснилось, что штурмовать линию в планы противника не входило. Вермахт обошёл укрепления через Бельгию по тому же маршруту, что и в 1914 году. Северные участки линии были построены слабо, а южные, где сосредоточились основные силы, оказались вне зоны активных боёв. Французские части, запертые в укреплениях, потеряли связь с фронтом и деморализовались. Сам комплекс не был слабым, он просто находился не там, где реально разворачивались события.

6. Большой и бесполезный Атлантический вал

Атлантический вал.

Атлантический вал.


Оборонительные планы нацистской Германии в 1940-х годах приобрели масштабный размах. Вдоль западного побережья Европы появился Атлантический вал — более 5 000 километров оборонительных сооружений от французской границы до норвежских скал. ДОТы, минные поля, бетонные бункеры, артиллерийские батареи и заграждения создавались для отражения возможной высадки союзников.

Атлантический вал.

Атлантический вал.


6 июня 1944 года, в день начала операции «Оверлорд», выяснилось, что даже такая мощь не гарантирует защиты. Союзники прорвали оборону в первый же день, высадившись на пяти пляжах, и лишь на участке «Омаха» немцы оказали серьёзное сопротивление. Большинство гарнизонов не успели отреагировать, а связь между подразделениями работала с перебоями. Стена из бетона и стали, построенная ценой четырёх лет работы, не выдержала первой организованной атаки.

7. Не оправдавшая себя Линия Маннергейма

Линия Маннергейма.

Линия Маннергейма.


Финляндия начала возводить линию укреплений на Карельском перешейке ещё в 1920-х, она включала бетонные ДОТы, пулемётные гнёзда, минные поля и лесные заграждения. Внешне линия выглядела мощно, но большая часть объектов находилась в разной степени готовности, а оснащение оставалось слабым.

Линия Маннергейма.

Линия Маннергейма.


Когда в ноябре 1939 года началась советско-финская война, линия выдержала первый удар, но к февралю 1940 года Красная армия, получившая солидный боевой опыт, начала точечные прорывы, и за несколько недель были преодолены ключевые участки. Несмотря на стойкость финнов, линия оказалась фрагментарной и не соответствовала масштабам наступления. Даже героизм защитников не смог компенсировать нехватку техники, ресурсов и глубины обороны.

Ещё интересное с нашего канала:

8 самых мощных снайперских винтовок современности



Инженеры идут на немыслимые ухищрения, чтобы построить надёжные и прочные фортификационные сооружения. Иногда результат получается настолько впечатляющем, что привлекает к себе всеобщее внимание и даже входит в учебники истории.

Обратите внимание:

0
1494
Версия для печати