Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Алюминиевая броня, водомёты и пушка от танка: противоречивая БМП-3




Боевая машина пехоты третьего поколения — звучит как очередной этап эволюции БМП-1 и БМП-2, но на самом деле БМП-3 создавалась с нуля, без оглядки на советскую классику. Её компоновка, вооружение и материалы конструкции оказались настолько необычными, что войска долго не могли определить, что перед ними — лёгкий танк, плавающий броневик или гибрид сразу всего. Именно в этом наборе странностей и заключается главное: БМП-3 стала самой нестандартной машиной в своём классе.


1. Небронированный тяжеловес

БМП-3 получилась на удивление тяжёлой.

БМП-3 получилась на удивление тяжёлой.


Главный парадокс БМП-3 — сочетание внушительного веса и сравнительно невысокой защиты. При массе почти в 19 тонн машина не выдерживает попаданий современных бронебойных снарядов. Всё дело в материале корпуса, в новейшем алюминиевом сплаве, который не столько защищает, сколько обеспечивает умеренный вес. Такая броня может выдержать попадание пули, лёгких осколков и взрывные волны, но не спасает от прямого попадания танкового снаряда. Тем не менее выбор материала для бронирования был осознанным: сравнительно лёгкий металл позволил сохранить высокую скорость и плавучесть, что критически важно для десантируемой техники, а также разместить более мощное вооружение, не превышая грузоподъёмности воздушной транспортировки. В сравнении с конкурентами на классической стальной броне, БМП-3 имеет несколько существенных преимуществ, которые хорошо подходят для выполнения задуманных военными задач.

2. Броня из нового сплава

Один из главных спорных вопросов - алюминиевая броня

Один из главных спорных вопросов - алюминиевая броня


Инженеры из Кургана пошли дальше привычных и уже ставших стандартными решений. Вместо стандартного авиационного алюминия они разработали новый броневой сплав АБТ-102, обогащённый марганцем, магнием и цинком. Такая формула позволила добиться интересного сочетания лёгкости, твёрдости и высокой устойчивости к деформациям. Этот металл выдерживает попадания 12,7-мм пуль с дистанции 100 метров, а главное, при пробитии не создаёт опасных внутренних осколков, которые могли бы поразить экипаж. Это особенно важно в замкнутом броневом объёме, где даже мелкие осколки способны вывести бойца из строя. Ещё одно один интересный момент — алюминиевые плиты меньше подвержены коррозии, что особенно ценно при эксплуатации в условиях высокой влажности и на море. Блоки брони из АБТ-102 проще ремонтировать — их можно быстро заменить в полевых условиях без сварки, используя болтовое крепление. Этот сплав позже применялся в броне ряда других машин, включая БТР-90 и экспериментальные разведывательные модули, что только подтверждает перспективность самой идеи и потенциал для модернизации.

3. Бронетранспортер с пушкой от танка

Своеобразная пушка калибра 100 мм

Своеобразная пушка калибра 100 мм


Одной из самых неожиданных черт БМП-3 стало её вооружение. На бронемашину установили 100-мм гладкоствольное орудие, спаренное с автоматической 30-мм пушкой и пулемётом. Это больше похоже на арсенал лёгкого танка, чем на типичную боевую машину пехоты. Универсальность орудия впечатляет: 100-мм пушка стреляет и фугасами, и противотанковыми управляемыми ракетами. Спаренный автоматический комплекс предназначен для борьбы с лёгкой техникой, пехотой, беспилотниками и даже низколетящими вертолётами. Благодаря электроприводам и цифровому прицелу машина вполне может вести огонь в движении, включая стрельбу с воды. Башня оснащена стабилизатором и может удерживать цель во время манёвров. По совокупности характеристик ни одна БМП в мире на момент принятия на вооружение не могла похвастаться такой огневой мощью. Компактное размещение всех трёх стволов в одной установке сократило габариты, повысило надёжность и упростило логистику — экипаж работает с единым прицельным комплексом, без необходимости переключаться между системами.

4. В боекомплекте нет бронебойных снарядов

Для бронебойных пушка не подходит.

Для бронебойных пушка не подходит.


Любопытно, что в боекомплекте БМП-3 отсутствуют привычные бронебойные снаряды для 100-мм пушки. Всё объясняется назначением 2А70 — это не классическая танковая пушка, а низкоимпульсное гладкоствольное орудие, приспособленное к пуску управляемых ракет и стрельбе фугасами. Для борьбы с танками машина использует ПТУР, запускаемые через то же орудие. Такая схема сохраняет универсальность и упрощает боекомплект, но исключает возможность прямого огня бронебойными подкалиберными снарядами. Хоть это решение и вызвало споры в военных кругах, но сама концепция применения БМП-3 подразумевает уничтожение танков на дистанции с поддержкой ПТУР, а не прямое столкновение. Фугасы же отлично работают по укреплениям, пехоте и легкобронированным целям, что для пехотной поддержки зачастую важнее.

5. Экипаж на двигателе

Новая компоновка и двигатель.

Новая компоновка и двигатель.


Одной из самых необычных особенностей БМП-3 является компоновка с задним двигателем и десантом, размещённым прямо над ним. Подобная схема выглядит спорной с точки зрения комфорта, но имеет серьёзные технические обоснования. Во-первых, такая компоновка улучшает развесовку машины и повышает её устойчивость на воде. Во-вторых, освобождает переднюю часть корпуса для дополнительного бронирования и установки топливных баков, а также упрощает компоновку боевого отделения. В-третьих, компактный двигатель УТД-29 позволил разместить внутри боевого отделения семь бойцов десанта. Вырабатываемое двигателем тепло экранируется многослойными перегородками и выводится вентиляцией, поэтому перегрев экипажу не грозит даже в жаркую погоду. Такое нестандартное расположение позже было позаимствовано в ряде зарубежных проектов.

6. Топливный бак на носу

Топливному баку нашли место в носовой части.

Топливному баку нашли место в носовой части.


Расположение топливных баков в передней части корпуса — ещё одна необычная деталь, вызывающая вопросы у непосвящённых. С интуитивной точки зрения это кажется опасным, однако с инженерной стороны — вполне оправдано. Передняя часть БМП-3 защищена лучше всего и принимает на себя основной удар при атаке. Дизельное топливо в баке, в отличие от бензина, склонно скорее гореть, чем взрываться, что повышает шансы экипажа выжить. Кроме того, заполненный топливом бак частично гасит энергию снаряда, увеличивая живучесть машины и защищая экипаж. Если же после пробития бак будет повреждён, топливо перекачивается в задний резервуар, а повреждённый отсек изолируется. Такая схема впервые применялась ещё на танках Т-34, а затем на ряде западных машин, включая немецкую Puma, и показала себя надёжной в боевых условиях.

7. Машина-амфибия способна плыть прямо с марша

На подготовку к заплыву время не требуется.

На подготовку к заплыву время не требуется.


БМП-3 способна сразу входить в воду и плыть — без герметизации люков, надува корпуса или установки понтонов. Достаточно поднять волнорез и включить водомётные движители. Герметичный корпус и продуманное распределение веса обеспечивают уверенную плавучесть, отсутствие крена и минимальное забрызгивание оптики. Более того, машина способна вести прицельный огонь прямо с воды, что редкость для плавучей бронетехники. Двигатель получает воздух через выдвижной воздухозаборник, а выхлоп выводится в верхнюю часть кормы. Благодаря этим решениям БМП-3 преодолевает не только реки, но и болота, каналы и затопленные участки. В сложных условиях такая возможность не раз спасала экипажи от засады и окружения, позволяя уйти по воде там, где другая техника просто завязла бы.

Ещё интересное с нашего канала:

6 бытовых женских дел, которые в СССР были нормой, а сейчас кажутся дикостью



Легкобронированные боевые машины разрабатываются постоянно, и за долгое время их успели создать в большом количестве. Конечно, не все они одинаковы, а некоторые выделяются на общем фоне. К примеру, Schtzenpanzer PUMA считается лучшей БМП в мире, но при этом самой бестолковой.

Обратите внимание:

0
1474
Версия для печати