Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0

Т-34-85 - советский средний танк конца Великой отечественной войны. | Фото: warwall.ru.

Т-34-85 - советский средний танк конца Великой отечественной войны. | Фото: warwall.ru.

Многие знают или как минимум свято уверены в том, что наш Т-34 и был самым лучшим танком Второй мировой войны. Если уж говорить начистоту, то это звание он заслужил в основном благодаря своей простоте и технологичности, позволявшей штамповать его десятками тысяч экземпляров. Большая война очень быстро доказала, что победы достаются не тем, у кого есть самая крепкая броня, самая мощная пушка и самая лучшая оптика в прицеле, а тем, у кого самый «длинный» конвейер. И вот тут «тридцатьчетвёрка» и показала себя с лучшей стороны: с 1941 по 1945 год удалось изготовить более 58000 танков (вместе с Т-34-85).


То, что создателем «тридцатьчетверки» был Кошкин, мы тоже знаем, про него даже сняли фильм «Главный конструктор». Но вот основу основ любого танка - ходовую часть, придумал не он, а американский изобретатель, чье имя почти забыли на родине и довольно редко вспоминают у нас. Ирония судьбы состояла в том, что созданные им машины принимались на вооружение где угодно, кроме США, несмотря на то, что в них были заложены идеи, опередившие свое время на несколько десятков лет. Что это были за идеи, и почему его собственные творения выглядели как реквизит к фантастическому боевику, и почему у него так ничего и не получилось - давайте разберёмся.

Mark I – самый узнаваемый танк Первой мировой войны. | Фото: tanks-encyclopedia.com.

Mark I – самый узнаваемый танк Первой мировой войны. | Фото: tanks-encyclopedia.com.


Впрочем начнём мы не со стандартных слов про «жил, родился, учился и первую свою железку сконструировал во столько-то лет», а с теории. Итак, какую же проблему пытался решить американский гений? И копать нам придётся глубоко...

Танки появились на поле боя под конец Первой мировой войны и стали одним из средств решения проблемы невозможности наступления, которую ещё часто называют «позиционным кризисом». А в чём этот кризис состоял? Ну да, мы всё знаем: колючая проволока, пулемёты и газы, Ремарка все читали. Но ответ не так-то прост. Проблема была вовсе не в том, что нельзя было перекопать передовые окопы неприятеля снарядами и послать туда несметные орды пехоты. Стали думать о том, что делать дальше и как развивать достигнутый успех?

Пехота по полю боя ходит очень медленно, а снабжение «тормозит» ещё больше - по изрытой окопами и воронками местности на грузовике не проедешь, а на себе много патронов и пайков не унесешь. А противник в это время не спит, а перебрасывает к месту прорыва всё новые и новые резервы, так что даже самое удачное наступление в итоге захлёбывалось в крови.

В годы Великой войны для большинства солдат танки были по-настоящему адскими машинами. | Фото: action.nova.cz.

В годы Великой войны для большинства солдат танки были по-настоящему адскими машинами. | Фото: action.nova.cz.


Идущие вместе с пехотинцами танки позволяли прорвать передовые линии обороны с куда меньшими потерями, и уже к концу войны многие офицеры стали понимать, что эти машины способны полностью изменить ситуацию. Вот почему в 1930-х годах во многих армиях мира начали развивать «теорию глубокой операции» и создавать под неё специальные подвижные соединения, в которые помимо танков входила мотопехота и артиллерия на механической тяге. Апофеозом всего стала немецкая танковая дивизия - волшебный «золотой ключик» блицкригов 1939-41 годов. Прорвав фронт противника, такие соединения за сутки могли уходить на десятки километров в его тылы, по пути сокрушая артиллерию, резервы, штабы и грузовики со снабжением и захватывая ключевые пункты.

Реконструкция боевых действий с участием британских танков Mark I. | Фото: awartimelife.blogspot.com.

Реконструкция боевых действий с участием британских танков Mark I. | Фото: awartimelife.blogspot.com.


А после Первой мировой войны как раз в гусеницы всё и упёрлось. Точнее - в их ресурс. Казалось бы, ну ведь простая деталь: одна металлическая плитка зацеплена за другую крючками или петлями, из всего этого сделана лента, ну что в этом такого? Только вот этой ленте предстоит выдерживать вес многотонной машины и ехать отнюдь не по ровному асфальту, а ещё будут остановки, повороты и попавшие под танк предметы разной степени твердости. Короче, в те времена когда ресурс танковых двигателей составлял уже более двух сотен километров, гусеницы не выдерживали и десятка. Какие вам ещё глубокие операции, тут сильно повезёт если сможешь проехать через окопы противника и не застрять.

Немецкий танк A7-V «Adalbert» загружен на железнодорожную платформу. Франция, весна 1918 года. | Фото: imgur.com.

Немецкий танк A7-V «Adalbert» загружен на железнодорожную платформу. Франция, весна 1918 года. | Фото: imgur.com.


Как везти танк от завода до действующей армии было понятно - по железной дороге. А как ехать дальше? А если от станции до линии фронта вообще никакой дороги нет? А если потом сразу придётся вступать в бой?
В разных странах на эти вопросы отвечали по-разному. Немцы и англичане начали возить свои танки на грузовиках. Но производство машин с грузоподъемностью свыше пяти тонн, а тем более - специальных танковых транспортёров, было «хайтеком» того времени и стоило дорого. А требовались они и без того в огромных количествах - надо и пушки таскать и снаряды подвозить, так что танк «верхом» на грузовике - это не вариант.

В Швеции и некоторых других странах стали разрабатывать танки-трансформеры с колёсными и гусеничными шасси одновременно. Надо ехать - опускаем на рычагах колёса, надо воевать - переключаем на гусеницы. Такие танки получались очень сложными в производстве и очень дорогими. Не выход.

Ещё один вариант предложил сбежавший во Францию шофёр Николая II Адольф Кегрессе: «А давайте сделаем гусеницы из резины, можно будет поменять за пять минут». Увы, но то, что работало на автомобилях из царского гаража, в лучшем случае годилось для броневиков, но никак не для танков.

Танк Кристи со снятыми гусеницами. | Фото: tankarchives.blogspot.com

Танк Кристи со снятыми гусеницами. | Фото: tankarchives.blogspot.com


Четвёртый способ как раз и нашёл наш герой - Джон Уолтер Кристи. Он тоже взялся за идею колёсно-гусеничного хода, но совершенно с другой стороны. В те времена классическая ходовая танка состояла аж из четырех разных элементов: спереди - ведущее колесо, сзади - направляющее, снизу идёт ряд опорных катков или тележек, а сверху - ряд маленьких поддерживающих катков. Кристи додумался упростить всю эту цветущую сложность, совместив опорные и поддерживающие в один большой каток размером с колесо, а вместо ведущего колеса кинуть привод на переднюю пару катков. Дальше всё просто: надо воевать - надеваем гусеницы, надо ехать - снимаем, и наш танк превращается, превращается... в автомобиль, а катки - в колёса.

Свои самые первые образцы колёсно-гусеничной военной техники Кристи построил ещё во время Первой Мировой войны. Это был не танки, а всего лишь самоходный лафеты для 76-мм зенитной пушки, 100-мм пушки и гаубиц калибром 155 и 203-мм. Термина «самоходная артиллерийская установка» тогда ещё не было, но по сути это были именно они.

Самоходная артиллерийская установка на шасси конструкции Кристи. | Фото: landships.info.

Самоходная артиллерийская установка на шасси конструкции Кристи. | Фото: landships.info.

Renault FT-17 – главное достижение французов в танкостроении в годы Первой мировой войны. | Фото: ww2incolor.com.

Renault FT-17 – главное достижение французов в танкостроении в годы Первой мировой войны. | Фото: ww2incolor.com.


Впрочем Америка прекрасно справилась и без «самоходок» Кристи, благо немцев оставалось лишь добить. А после войны выяснилось что наиболее перспективными танками в итоге оказались не британские «ромбы» и не немецкий «железный капут» A7V, а маленький французский Renault FT-17, который имел компоновку, ставшую с тех пор мэйнстримом: гусеницы ниже корпуса + пушка во вращающейся башне. Армия США тоже захотела себе такой и Кристи предложил свой M1919.

Экспериментальная машина Christie M1919. | Фото: seryj221221.livejournal.com.

Экспериментальная машина Christie M1919. | Фото: seryj221221.livejournal.com.


Тележка посредине не должна вас обманывать: танк всё равно колёсно-гусеничный, а эта штуковина - просто специальное устройство для лучшего преодоления препятствий. Американская военщина от танка отказалась: дело в том, что катки не имели никакой амортизации кроме резиновых бандажей, что гарантировало экипажу выбитые зубы на первом же ухабе. Но Кристи не пал духом, а предложил армии родной М1921.

Американская самоходка Christie M1921. | Фото: seryj221221.livejournal.com.

Американская самоходка Christie M1921. | Фото: seryj221221.livejournal.com.


Да, сам того не зная, он создал первую в мире САУ классической компоновки за 16 лет до того, как немецкая StGIII стала мэйнстримом. Военные её тоже забраковали, не видя перспектив для подобной машины - ну кто же знал, что уже в ходе следующей войны противотанковые САУ и штурмовые орудия начнут клепать из всего, что подвернётся под руку. Не беда - у Кристи уже готов проект M1927 для Войска Польского.

А также М1928, на котором Кристи впервые реализует другое своё великое изобретение - «свечную» подвеску. Подвеска - это важнейшая часть ходовой танка, нужная как раз для того чтобы амортизировать толчки и удары. Мэйнстримом в 20-х-30-х годах считались варианты с рессорами или с торсионным валом. А Кристи предложил вариант с приделанным к каждому катку индивидуальным пружинным амортизатором.

Испытания колесно-гусеничного танка Christie M1928. | Фото: tankarchives.blogspot.com.

Испытания колесно-гусеничного танка Christie M1928. | Фото: tankarchives.blogspot.com.


Именно этот танк M1928 в доработанном варианте M1931 и приобрела закупочная комиссия Управления по моторизации и механизации РККА под руководством комкора И. А.Халепского. В СССР производство «американца» развернули на Харьковском Паровозостроительном заводе под именем БТ-2. Дальнейшее развитие серии БТ и дало нам «тридцатьчетвёрку».

Но вернёмся к Кристи, ведь он в то время озаботился ещё одним волновавшим умы конструкторов всего мира вопросом - как научить танк летать? Вопрос не праздный - уже тогда многим было понятно, что воздушный десант скажет своё веское слово в грядущей войне. Но учитывая постоянно появлявшиеся инновации в артиллерии и танкостроении, десантнику требовалось кое-что помощнее стрелкового оружия, при этом способное взлететь в воздух и приземлиться. Между тем десантные планера того времени вмещали в лучшем случае джип.

Летающий танк конструкции Кристи в 1930-е годы привлекал внимание не только военных, но и многих обывателей. | Фото: roadabletimes.com.

Летающий танк конструкции Кристи в 1930-е годы привлекал внимание не только военных, но и многих обывателей. | Фото: roadabletimes.com.


Кристи снова садится за доработку M1928 и создает прототип M1932. Этот танк был максимально облегчён за счет изготовления большей части его узлов из «крылатого металла» - дюралюминия, а также за счёт отказа от башни. Со снятыми гусеницами по шоссе M1932 мог развивать фантастическую скорость в 193 км/ч, а на гусеницах он мог мчаться со скоростью в 96 км/час. Современные танки до сих пор не приблизились к этим показателям. Но «изюминкой» проекта была система, позволявшая превратить танк в планер и даже в самолёт - на танк сверху ставился комплект крыльев и хвостового оперения, а крутящий момент на пропеллер передавался с ротора двигателя танка. Понятно, что взлететь M1932 сам не мог, и затаскивать в воздух его должен был бомбардировщик при помощи буксира. Над точкой десантирования трос отцеплялся и... полетели!

Воздушный бой с участием танка Christie М1932. | Фото: gf9.com.

Воздушный бой с участием танка Christie М1932. | Фото: gf9.com.


Журналы 30-х годов очень любили рисовать бои с участием летающих танков. Но вот армию США в отличие от иллюстраторов «Популярной Механики» эта идея не вдохновила, так что Кристи снова пролетел - в прямом и переносном смысле. И вот тут он видимо окончательно ушёл в те пределы, которые не постигнуть обычным человеческим разумом, и стал предлагать один за другим всё более и более футуристичные образцы, не имевшие ничего общего с реальными потребностями армии. Да и время он выбрал для себя неподходящее: по Америке как раз ударила Великая Депрессия, армейский бюджет был урезан и денег не хватало даже на обычные танки, а не то что на плавающие или авиадесантные. И всё же - какую он творил красоту!
M1936 AirborneTank был уже чисто гусеничным, зато сверхскоростным. Гоночным болидом мира танков. И тоже не пригодился.

Суперрикошетная броня танка Christie M1942. | Фото: pinterest.com.

Суперрикошетная броня танка Christie M1942. | Фото: pinterest.com.


Последней работой непризнанного гения стал созданный за два года до смерти M1942 - этакая избушка на гусеницах вместо курьих ножек, зато с пушкой. Но к тому моменту, когда этот смешной домик впервые выехал на испытательный полигон, в Африке уже дебютировали немецкие «Тигры», на фоне которых быстроходные танки Кристи годились разве что для музея курьёзов.

Советский легкий танк БТ-2 был одним из основных танков в довоенном СССР. | Фото: bestmodels.su.

Советский легкий танк БТ-2 был одним из основных танков в довоенном СССР. | Фото: bestmodels.su.


Знаменитый средний танк Т-34. | Фото: vsetanki.com.

Знаменитый средний танк Т-34. | Фото: vsetanki.com.


Зато «дети» проданного на сторону M1928/ 31 расплодились по всему миру: БТ и Т-34 в СССР, британские Crusader и Covenanter, польский 7TP и так далее. Да и многие современные танки числят себя «потомками» машин Кристи, например, свечная подвеска, которая изначально считалась пригодной только для лёгких танков, в наши дни стоит на израильской «Меркаве». На другом уровне материалов и технологий идеи американского неудачника оказались вполне востребованными.

Так почему же у Кристи тогда ничего не получилось? Ответ кроется в замечательном документе, переведённом на русский язык и известном как «Отчёт об испытаниях Т-34 в Соединённых Штатах». Там перечисляются все основные недостатки, которые в своё время и заставили американских военных отказаться от шасси Кристи. Во-первых, колёсно-гусеничная схема и свечная подвеска не оставляли много места для боевого отделения, из-за чего экипажу приходилось работать в жуткой тесноте. Ну а во вторых свечная подвеска в то время оказалась очень плохим амортизатором, и танк трясло на любых кочках. Именно поэтому ни БТ, ни Т-34 не могли толком стрелять на ходу. То есть стрелять-то они могли, а попадать - уже нет.

Линия сборки танка Т-34 на заводе № 183 в Нижнем Тагиле. | Фото: warspot.ru.

Линия сборки танка Т-34 на заводе № 183 в Нижнем Тагиле. | Фото: warspot.ru.


Американцы в качестве основного танка предпочли более технологически сложный «Шерман», а вот СССР в условиях военных поражений лета 1941-го, захвата чуть ли не половины территории и спешной эвакуации промышленности на восток пришлось выбирать что попроще. Так Т-34 и стал лучшим, потому что самым массовым и дешёвым, а самым массовым и дешёвым - потому что лучшим.

Ну а немцы не оставляли попыток и надежд при помощи мощнейшей техники одержать победу в войне. Сегодня мы знаем, чем все закончилось, тем не менее разработка «Ratte» - танка-исполина Третьего рейха, который должен был изменить ход истории, впечатляет.


Обратите внимание:







14029
5.06.2018 22:07
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё