
Подлодка типа «Готланд» производства Швеции, по оценкам, является одной из лучших в своем классе неатомных субмарин. Она обладает выдающимися технологиями, уникальной конструкцией, очень низким уровнем шумности и способна атаковать таких защищенных монстров, как американские авианосцы. Но, несмотря на это, «Готланд» стоит на вооружении только в Швеции. Почему же другие страны не хотят приобретать такую совершенную и грозную подводную валькирию?
1. История создания уникальных подлодок «Готланд»

Первые субмарины «Готланд» были спущены на воду в 1995 году/ Фото: topwar.ru
Так уж сложилась жизнь, что подводные лодки А19, или многоцелевые ДСЭПЛ типа «Готланд» – это первые и единственные в мире серийные дизель-стирлинг-электрические субмарины.
К замене устаревшего флота Швеция приступила в 1982 году, назвав новый тип подлодок «Готланд» – они были построены еще с традиционными дизель-электрическими установками. Но в конце 1980-х в Швеции были завершены разработки нового типа воздухонезависимой установки, принцип работы которой основан на двигателе Стирлинга.
Швеция стала первой страной, которая применила в подводном флоте анаэробные двигательные установки. Первой стала головная субмарина Наккен, которую переоборудовали под новый двигатель. В корпус была вмонтирована восьмиметровая вставка, где размещались двигатель Стирлинга и генератор, заряжающий аккумуляторы.
Подлодка могла плавать непрерывно и не всплывать несколько недель – так делают только атомные субмарины. Затем пришел черед запускать и серийное производство. Шведы планировали построить пять подлодок типа «Готланд», однако из-за высокой стоимости проекта ограничились тремя.
Первая субмарина «Готланд» заложена в 1992 году, а на воду спущена в 1995 году. Далее, в 1996 году, были спущены на воду еще две подводные лодки данного типа – «Уппланд» и «Халланд».
2. Корпус субмарины «Готланд»

При изготовлении корпуса подлодки используется специальная сталь/ Фото: wikimedia.org
Подлодка имеет корпус, похожий на предыдущий тип «Вестеръётланд», и оснащена семилопастным гребным винтом. Кормовое оперение имеет Х-образное расположение, поэтому плоскости управления обеспечивают поворот малого радиуса и работу почти у морского дна.
Для изготовления корпуса использовалась специальная сталь, на ее поверхность нанесен противогидролокационный слой. Чтобы до минимума снизить шумность и вибрацию, на лодке все оборудование устанавливается на резиновые амортизаторы. «Готланд» оснащен собственной системой размагничивания, а также автоматически контролирует уровень магнитных полей.
3. Энергетическая установка

Субмарины «Готланд» имеют очень низкий уровень шума/ Фото: war-book.ru
Благодаря двигателю Стирлинга лодка экономит заряд аккумуляторных батарей, благодаря чему резко увеличивается время, когда субмарина непрерывно находится под водой без всплытия. Эта установка – собственная шведская разработка.
Сам двигатель Стирлинга не нов, его запатентовали еще в 1816 году. Он работает на принципе периодического нагрева и охлаждения газа (в подлодке это гелий), от разности давления образуется энергия. Разогрев гелия до 800 градусов обеспечивает сгорающее в кислороде дизельное топливо.
Поскольку оборудование «Готланда» позволяет хранить внутри 24 тонны кислорода в жидком состоянии, лодка с этим запасом может находиться под водой до 30 суток.
Подлодка типа «Готланд» имеет самый низкий уровень шума – у двигателя Стирлинга нет выхлопов из цилиндров, как у ДВС, ему не нужна система охлаждения, дающая шум от насосов, как у атомных реакторов. Когда субмарина поднимается на поверхность, подключаются ее дизельные двигатели. На поверхности лодка развивает скорость 11 узлов, под водой 20 узлов.
4. Система управления подлодки и ее вооружение

Лодка может одновременно отслеживать 272 цели и захватить 95 целей/ Фото: war-book.ru
Подлодка «Готланд» первой в мире была оснащена новой системой боевого управления огнем SESUB 940A, которая управляет работой торпед и мин. Благодаря этой системе «Готланд» способен отслеживать 272 цели, а одновременно может захватить 95 целей.
На минно-торпедном вооружении подводной лодки типа «Готланд» стоят четыре носовых торпедных 533-мм аппарата, боезапас составляет 12 торпед. Боевая торпеда TP613 имеет боеголовку весом 240 кг, которая способна поражать цели – и подлодки, и надводные корабли, – на расстоянии 20 км. А также есть два 406-мм торпедных аппарата, боезапас 6 торпед. На внешней подвеске лодка при необходимости несет и устанавливает 48 мин.
5. Размеры и характеристики «Готланда»

Экипаж подлодки «Готланд» составляет 27 человек/ Фото: modernweapon.ru
Длина судна составляет 60,4 метра, его ширина – 6,2 метра, глубина или осадка – 5,6 метра. Рабочая глубина погружения «Готланда» достигает 150 метров, а предельное погружение – 320 метров. Подводное водоизмещение субмарины составляет 1599 тонн.
На подлодке служит экипаж в составе 27 человек, из них 20 офицеров и 7 матросов. Это меньше, чем на других подлодках, благодаря широкому оснащению «Готланда» автоматикой. Размещение экипажа из-за малочисленности более удобное.
В силовую установку входят два дизельных двигателя MTU, каждый мощностью 1300 л.с., два двигателя Стирлинга Kockums V4-275R, каждый мощностью 102 л.с., один электродвигатель Jeumont Schneider.
6. Успешная недавняя модернизация

В ходе усовершенствования лодка получила усовершенствованный двигатель Стирлинга V4-275R/ Фото: topwar.ru
Завершена модернизация всех подлодок типа «Готланд» в 2022 году, при этом лодка была оснащена более чем 50 усовершенствованными системами. Сейчас в Швеции ведется разработка новой подлодки А26 нового поколения, которая по плану будет готова в 2028 году – для нее практически готовы все 20 критически важных систем.
В ходе модернизации все три подлодки получили усовершенствованный двигатель Стирлинга V4-275R, выдвижные мачты, гидролокатор и датчики. Установлена новая модель системы РЭБ ES-3701 от Excelis, улучшающая наблюдение и целеуказание. Чтобы разместить новое оборудование, лодки пришлось удлинить на два метра, а их вес увеличился на 200 тонн.
7. Успехи шведской подлодки в учениях

«Готланд» стала настоящей убийцей авианосцев/ Фото: overlockers.ru
Отлично себя зарекомендовала субмарина типа «Готланд» в различных проводимых учениях. Лодка Halland в 2000 году показала самую высокую эффективность на учениях в Средиземноморском бассейне – оставаясь незаметной, она выслеживала натовские корабли. Она же в Атлантическом океане одержала победу в учебных сражениях над атомными подлодками США и Франции.
Включив в 2004 году на время шведскую лодку в свой военный флот, США приступили к учениям по противолодочной обороне. И в 2005 году подлодка шведов преодолела гидроакустический барьер и поразила учебной торпедой американский авианосец, оставаясь незамеченной условным противником. После этого «Готланд» стали называть охотником-убийцей авианосцев – наивысшая оценка экспертов!
8. Почему «Готланд» не покупают другие страны

«Готланд» не покупают, в частности, из-за ее дороговизны/ Фото: vpk.name
Хотя подлодка шведского производства показала прекрасные результаты в учениях НАТО и доказала, что может одержать победу над авианосцами США, ее не спешат приобретать другие страны. Причин тут может быть несколько.
Первая из них – высокая стоимость такой технически продвинутой субмарины. Покупатели ведь уже имеют своих поставщиков вооружения и не стремятся расширить их круг.
Другая причина – производители и поставщики успели перенять разработки шведов и строят свои подлодки на воздухонезависимых энергетических установках. Возможно еще, что лодки типа «Готланд» построены с учетом именно шведской специфики и предназначены для работы в условиях прибрежного архипелага.
Интересно также узнать про 7 самых больших субмарин в мире.