
Многие мечтают стать владельцами внедорожника – «уважаемой» машины, которой не страшны раскисшие черноземы, снежные завалы и прочие трудно проходимые места. Но не каждый может себе позволить такую роскошь, поэтому выбирают упрощенный вариант – кроссовер, или, как его еще называют, паркетник. Но настоящий внедорожник и кроссовер – это две большие разницы. Рассмотрим их главные отличия.
1. Размер и клиренс

Внедорожник, как правило, больше кроссовера/ Фото: sales.mercedes-olimp-neva.ru
У внедорожника, или вездехода габариты, как правило, больше, чем у кроссовера. Кроме того, у него выше дорожный просвет (клиренс). Однако он вычисляется не от земли до порога, а до коробки передач, бензобака или рычага подвески – то есть до той точки, которая является самой нижней. Обычно это расстояние в реальности не совпадает с тем, которое указывается в рекламе.
Так, у вездехода плоское днище, а выступающие детали производители максимально прижимают к кузову и скрывают под защитой. За счет этого машина меньше цепляется днищем за землю, что существенно упрощает преодоление препятствий. Но чаще всего для невооруженного глаза разница в клиренсе внедорожника и паркетника практически незаметна.
2. Ходовая часть

Крутящий момент в кроссовере распределяется при помощи электроники/ Фото: mitsubishi-sibcarplus.ru
У настоящего внедорожника постоянный полный привод. Правда, встречаются и модели с альтернативой: с подключаемым полным приводом. Но второй мост у них включается вручную, а не через вискомуфты, которые не дают полной блокировки. Кроме того, вездеходы оснащаются межосевым дифференциалом с возможностью механической блокировки. У некоторых моделей блокировка межколесная.
Главный инструмент, позволяющий вездеходам преодолевать бездорожье – это понижающая передача. Наличие понижающей и прямой передач в раздаточной коробке делают ее идеальной для таких автомобилей.
У кроссоверов трансмиссия выстроена вокруг многодисковой муфты, и полный привод подключается лишь тогда, когда в этом есть необходимость. Крутящий момент распределяется как при помощи электроники, которая сообщает о пробуксовке, так и посредством механических устройств.
3. Кузов

Рамный внедорожник BYD/ Фото: kolesa.ru
У истинных внедорожников рамная или полурамная конструкция. Мощная рама сваривается из толстых металлических труб, и на нее устанавливается кузов.
Повышенная прочность такого кузова и правильное распределение нагрузки позволяют вездеходу с легкостью преодолевать препятствия. К тому же основные узлы такого автомобиля располагаются внутри рамы, которая защищает их, когда машина преодолевает овраги или большие выбоины на проселочных дорогах. А кузов тем самым надежно защищен от деформаций.
Специальные проставки позволяют приподнять кузов внедорожника над рамой и установить колеса большего размера. Также есть модели вездеходов, в которых рама интегрирована. То есть мощные несущие конструкции, обеспечивающие надежность, ввариваются в кузов.
Кроме того, сейчас существуют конструкции внедорожников, где необходимую жесткость обеспечивает не рама, а другие элементы.
Что касается кроссоверов, то у их кузова другая, безрамная конструкция, обеспечивающая широкий спектр эксплуатации таких автомобилей. При этом сам по себе кузов тоже достаточно жесткий на кручение, но рассчитан лишь на умеренные нагрузки. Так что кататься на паркетнике по оврагам не рекомендуется.
4. Подвеска

Подвеска кроссовера обеспечивает проходимость на плохих дорогах/ Фото: exeed-tver.ru
У вездеходов подвеска полностью или частично зависимая. Это не дает достаточного комфорта при езде, но обеспечивает высокую надежность и хорошее сцепление с плохим дорожным покрытием. Также подвеска внедорожника отличается прочностью и большим ходом, при любом положении кузова удерживая колесо в соприкосновении к земле.
У кроссоверов управляемая подвеска обеспечивает комфорт на плохих дорогах. Обе подвески – и передняя, и задняя – независимые. Но эксплуатировать паркетник за пределами асфальтовой дороги в течение длительного времени – не лучшее решение.
5. Двигатель

Мотор у внедорожника более мощный, чем у кроссовера/ Фото: geely-motors.com
Считается, что во внедорожниках устанавливаются более мощные силовые агрегаты, чем в кроссоверах. В большинстве случаев это так и есть, но бывают исключения. Например, в некоторых паркетниках стоят двигатели мощностью 200 л.с.
6. Ремонтопригодность

Кроссоверы сложнее ремонтировать из-за обилия электроники/ Фото: haval-avantime.ru
Внедорожники более ремонтопригодны. Это объясняется тем, что в них минимум электроники. В вездеходе легко можно снять мост, разобрать заднюю подвеску, заменить кардан или задний редуктор. Если такой автомобиль сломался в пути, то его ресурс вполне позволяет доехать до ближайшего сервиса.
Напичканный электроникой кроссовер более комфортен, но его ремонтопригодность от этого страдает. Если сгорел электронный блок или даже предохранитель, то машина остановится и сможет продолжить путь до сервиса только на эвакуаторе.
7. Расход топлива и стоимость

Кроссоверы «едят» меньше топлива/ Фото: auto.ru
Несмотря на то, что производители вездеходов стараются уменьшить расход горючего, все же паркетники потребляют меньше топлива. Это обусловлено тем, что у них более легкий кузов.
Что касается стоимости, то внедорожник – дорогое удовольствие. Такое приобретение оправдано, если вам часто приходится ездить по бездорожью.
Кроссоверы стоят в два раза дешевле, при этом они на порядок комфортнее и поэтому более популярны. Их выбирают городские жители, которым иногда приходится выбираться за город.
8. Проходимость

Проходимость внедорожника на самом высоком уровне/ Фото: motor.ru
У внедорожника короткие передний и задний свесы, что позволяет ему иметь большие углы съезда и подъема на холмы. Важную функцию здесь выполняет геометрия. Помимо высокого клиренса, не последняя роль отводится колесной базе и колее. Вывешивая одно из колес, автомобиль легко преодолевает препятствия.
Диаметр колеса у вездехода стартует от 30 дюймов. Чаще всего у колес есть заметная боковина. Таким образом, на высокопроходимом внедорожнике можно смело отправляться в загородные поездки по плохим дорогам.
Внешность кроссовера больше сосредоточена на респектабельности. У него нет рубленых свесов и задранного носа, но есть низкие углы подъема и спуска. Дорожный просвет, как правило, меньше, но для паркетника, учитывая его условия эксплуатации, это несущественный минус.
Колеса у таких автомобилей обычно низкопрофильные, что обеспечивает хорошее передвижение по асфальтированным дорогам. По проходимости переднеприводные кроссоверы практически ничем не отличаются от легковых автомобилей.
Таким образом, внедорожник в зоне off-road значительно выигрывает. Он позволит вам с легкостью преодолевать труднопроходимые участи. Такое решение подходит для тех, кто живет в сельской местности или часто выезжает на бездорожье.
Но в то же время кроссовер станет надежным спутником на асфальтированной дороге. При этом внешне эти машины выглядят очень похоже, так что вы можете не чувствовать себя менее крутым за рулем более дешевого паркетника.
Интересно также узнать про 5 методов защиты автомобиля от угона в советские времена.