
Танки «Абрамс» всегда позиционировались как одни из самых защищённых в мире, но, как показала практика, ни одна броня не гарантирует абсолютной защиты. Особенно в реалиях современного боя. Даже «Абрамсы» оказались уязвимыми для противотанковых гранат и ракет, поэтому специально для них разработали новейший комплекс активной защиты.
Когда броня уже не спасает

Абрамс./ Фото: pinterest.com
Нынешние боевые машины уже давно перестали быть просто железными коробками, прикрытыми толстым слоем стали. Современный танк — это прежде всего баланс между мобильностью, огневой мощью и защитой. И если раньше основной упор в защите делался на броню и экраны, то сегодня этого недостаточно. Почти каждый конфликт последнего десятилетия показывает: даже самые защищённые машины легко становятся мишенью для управляемых ракет, переносных гранатомётов и, что особенно тревожно, ударных дронов. Ракеты, бьющие в крышу башни или в борт из засады, делают уязвимыми даже такие гиганты, как M1 Abrams. Эта машина, когда-то ставшая символом американского превосходства на поле боя, тоже оказалась в ситуации, где броня — это лишь половина уравнения. Идея в том, чтобы не просто держать удар, а заранее его отражать, пришла не сразу. Но появление недорогих и точных средств поражения заставило военных искать способы отразить атаку до того, как она достигнет корпуса.
Trophy и первые шаги к активной защите

Абрамс с КАЗ Trophy./ Фото: ytimg.com
Одним из первых решений, которое начали внедрять на Abrams, стала система Trophy — разработка израильских инженеров, зарекомендовавшая себя в реальных боях. Американская армия выбрала Trophy как временную, но уже опробованную меру, чтобы не терять время на разработку с нуля. Комплексы начали устанавливаться на M1A2 SEP v2 и v3, и хотя они реально увеличили живучесть машины, полностью интегрировать систему в танк не получилось.

Структура КАЗ Trophy./ Фото: pinterest.com
Проблема была не только в весе. Сама компоновка Abrams не слишком располагала к быстрой установке навесных модулей. Пришлось жертвовать частью внешнего оборудования, прокладывать дополнительные линии питания и пересматривать алгоритмы управления. Получившаяся конструкция стала тяжелее, сложнее в обслуживании и не всегда успевала отработать на все цели. Тем не менее Trophy показал, что у активной защиты есть потенциал, если заниматься ею не как временной мерой, а как частью общей архитектуры танка. Этот опыт стал точкой отсчёта в размышлениях над следующим поколением защиты.
Новый стандарт: активная защита для M1E3 Abrams

Новый танк M1E3 Abrams./ Фото: yahoo.com
Решение отказаться от глубокой модернизации и пойти по пути создания нового танка не было спонтанным. M1E3 стал ответом на запрос не просто усилить броню, а переосмыслить саму концепцию защиты машины на поле боя. В этом проекте система активной защиты не прикручивается постфактум, а сразу проектируется как часть общей структуры — на уровне планировки, схем подключения и взаимодействия всех подсистем. Новая система, разрабатываемая специально для M1E3, не ограничивается перехватом одиночных ракет. Её задача — создание замкнутого «кольца» наблюдения и противодействия вокруг танка. Ключевую роль в этом играет радар кругового обзора с высокой частотой сканирования. Он отслеживает обстановку в реальном времени, выделяя опасные объекты и определяя их траекторию. Вместе с ним работают оптические сенсоры, способные засекать тепловой след подлетающей ракеты даже на фоне помех.

КАЗ получат все новые Абрамсы./ Фото: armyrecognition.com
После обнаружения цели система не ждёт команды от экипажа — она самостоятельно принимает решение о запуске защитного снаряда. Эти боеприпасы представляют собой миниатюрные заряды направленного действия, которые уничтожают угрозу в воздухе, до контакта с танком. Причём выстрел происходит не в лоб, а строго под нужным углом, в зависимости от траектории вражеского снаряда. При этом инженеры стараются минимизировать зону поражения, чтобы избежать случайного урона для пехоты или другой техники рядом.

В комплекс входит самая современная техника./ Фото: wp.com
Среди особенностей новой системы — глубокая интеграция с электроникой танка. Она обменивается данными с системой управления огнём, навигацией и даже внешними разведывательными каналами. Есть задумки по передаче информации другим машинам в звене, чтобы не только отбиться от угрозы, но и предупредить союзников. Это уже не просто защита — это элемент командной тактики. M1E3 воспринимается не как отдельно стоящая единица, а как узел в общей боевой сети. Инженеры предусмотрели и адаптацию к разным типам угроз. Речь идёт не только о классических ПТУРах или снарядах, но и о дронах-камикадзе, барражирующих боеприпасах и даже снайперских выстрелах по оптике. Программное ядро комплекса способно обновляться, подстраиваясь под новые сценарии атак, включая асимметричные угрозы в городских условиях.

Сюда вошли и старые системы и новые./ Фото: armyrecognition.com
Особое внимание уделяется архитектуре комплекса. За счёт дублирующих каналов связи и автономных модулей система продолжает работать даже при частичном повреждении. Если один блок вышел из строя, остальные автоматически берут его функции. Электроника защищена от импульсных помех, а программное обеспечение проходит проверку на устойчивость к кибервмешательству. Питается всё от модернизированной бортовой энергосистемы, которую доработали специально с учётом высоких нагрузок от сенсоров и процессоров обработки данных.

Будут ли выпускать сам танк, неизвестно./ Фото: akamaized.net
Важно и то, как именно размещаются элементы комплекса. Ставка делается на модульность: если повреждён один сектор, его можно заменить без снятия всего оборудования. Антенны, блоки управления и даже пусковые модули прячутся в корпусе или под броневыми кожухами. Система питается от общей энергосети танка, без необходимости внешних источников. Это избавляет машину от уязвимых участков и упрощает обслуживание. Разработчики подчёркивают, что активная защита нового образца не должна мешать работе экипажа. Поэтому в управлении всё максимально автоматизировано, а человек лишь контролирует работу системы в целом. Всё это должно снизить нагрузку и повысить реакцию машины на угрозу — особенно в тех случаях, когда счёт идёт на доли секунды.
Куда дальше?

Старые Абрамсы тоже, скорее всего, модернизируют./ Фото: armyrecognition.com
Разработка для M1E3 Abrams показывает, в каком направлении движется современная бронетехника. Теперь цель — не только выжить в бою, но и не дать себя поразить вовсе. При этом появляются новые вызовы. Сложность электроники, вопросы устойчивости к радиопомехам, необходимость обучения экипажа работе с такой системой — всё это требует времени и ресурсов. Как бы там ни было, но сама идея активной защиты прочно вошла в облик будущего танка. Она уже не рассматривается как роскошь или временное дополнение. Это — часть конструкции, без которой современные боевые машины окажутся в положении дичи на поле, где хищников становится всё больше. И, похоже, в грядущих конфликтах побеждать будет не только тот, кто лучше стреляет, но и тот, кто умеет вовремя прикрыться.
Не так давно был представлен новый танк Abrams M1E3, при помощи которого задумывали решить многочисленные проблемы ОБТ США, в том числе и недостаточный уровень защиты. Правда, с обилием современных технологий танк получается чрезвычайно дорогим, а потом непонятно, в каком виде он попадёт в серийное производство, если это вообще случится.