Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Дорогой и очень быстрый: 10 интересных фактов про суперсамолет холодной войны SR-71 Blackbird



Среди всех летающих машин, что когда-либо поднимались в небо по приказу разведки, SR-71 Blackbird занимает особое, почти мифическое место. Это не просто самолет – это дерзкий инженерный прыжок в технологическое будущее. Причем в будущее, которое так и не наступило: даже спустя десятилетия никто не построил ничего подобного. Ниже – десяток фактов, каждый из которых вызывает то ли восхищение, то ли лёгкое недоверие. Но все они – правда, зафиксированная летописями эры, когда воздух был полем боя умов.


1. Он летал настолько быстро, что догнать его было невозможно



Скорость SR-71 Blackbird могла достигать 3500 км/ч

Скорость SR-71 Blackbird могла достигать 3500 км/ч

Даже ракеты, предназначенные его уничтожить, не справлялись. Официально: максимальная скорость SR-71 – более 3 Маха (то есть свыше 3500 км/ч), хотя многие пилоты утверждали, что цифры на приборах порой доходили до отметок, не предусмотренных инструкцией.

Его высотный потолок – более 26 км. Это выше большинства современных истребителей, не говоря уже о ракетах ПВО тех времён. Всё, что могло сбить SR-71, либо не дотягивало, либо просто не успевало.

2. Самолёт, который «тёк» на земле



Корпус самолета был герметичным лишь в полете

Корпус самолета был герметичным лишь в полете

На первый взгляд – абсурд. Как может такая машина «протекать»? Но конструкция SR-71 была рассчитана на то, чтобы корпус герметизировался сам по себе – лишь в процессе полёта, когда температура поверхности возрастала до 300+ градусов Цельсия. Металл расширялся, зазоры исчезали, топливо переставало вытекать.

На земле же – всё наоборот: баки имели микрощели, и JP-7 капал наружу. Но это было не опасно: топливо было настолько тугозапальним, что от открытого огня не вспыхивало. Для зажигания использовали... специальную химическую смесь на основе триэтилбора.

3. Титан? Откуда у США титан в 60-х? Из СССР



Скорость SR-71 Blackbird, вид спереди

Скорость SR-71 Blackbird, вид спереди

Да, как бы парадоксально это ни звучало, значительная часть титана для сборки SR-71 закупалась через подставные компании у... Советского Союза. Страна, против которой он и создавался, невольно снабжала своего геополитического соперника материалом для разработки одного из самых передовых разведчиков. В этом была ирония и мастерство спецопераций ЦРУ, сумевших скрыть реального покупателя.

4. Вооружение? Не нужно. У него защита – скорость



Американский суперсамолет не нес вооружений на борту

Американский суперсамолет не нес вооружений на борту

Blackbird не нёс на себе ни пушек, ни ракет, ни оборонительных систем. Абсолютно ничего. Ни одного килограмма боекомплекта. Единственная защита – лететь так быстро и так высоко, чтобы не попасть под удар. И, надо признать, стратегия сработала: за все годы службы не был сбит ни один SR-71, несмотря на более чем 400 (!) зафиксированных запусков ракет по ним.

5. Съёмка с высоты – как из фантастики



Blackbird мог снимать поверхность планеты с высоты 25 км

Blackbird мог снимать поверхность планеты с высоты 25 км

SR-71 фотографировал Землю с высоты 25 км, фиксируя детали размером до 25–30 см. Его камеры охватывали целые страны. Один пролет – минус несколько тайн противника. Даже сегодня при всех спутниковых технологиях качество и детализация снимков, полученных с борта Blackbird, вызывают уважение.

6. Пилоты? Почти космонавты



Пилоты SR-71 носили герметичные скафандры

Пилоты SR-71 носили герметичные скафандры

Из-за экстремальной высоты полета и условий на борту экипаж носил герметичные скафандры. Их обмундирование и подготовка были сравнимы с теми, что использовались при полётах в космос. Перед миссией – барокамеры, кислородные процедуры, инструктаж по декомпрессии. Это был не просто вылет – это был почти выход в стратосферу.

7. Каждый полёт стоил... как небольшая военная операция



Blackbird был очень дорогим в эксплуатации

Blackbird был очень дорогим в эксплуатации

SR-71 был невероятно дорогим в обслуживании. Запуск требовал команду специалистов, танкеры для дозаправки, синхронизацию наземных служб. Его обслуживание, подготовка и эксплуатация были столь затратными, что одна из причин списания в 1998 году – экономическая. США просто не могли больше позволить себе содержать столь «роскошную» машину.

8. Разработка в тайне, которой позавидует даже Бонд



Чертежи самолета-разведчика

Чертежи самолета-разведчика

Всё, что касалось проекта A-12, который потом эволюционировал в SR-71, оберегалось с уровнем секретности, сравнимым с ядерной программой. Строился он в Зоне-51. Многим инженерам не говорили, над чем именно они работают. Упоминания маскировались под метеорологические исследования или тесты аэродинамики. Даже в ВВС о нём знали не все.

9. Никто не повторил и вряд ли повторит



Достойных аналогов SR-71 пока не появилось

Достойных аналогов SR-71 пока не появилось

После списания SR-71 пытались заменить другими платформами – спутниками, дронами, но полного аналога так и не появилось. Даже новейшие аппараты уступают Blackbird по одному параметру – недосягаемости. В XXI веке слухи утверждали, что одна-две машины были временно возвращены в строй для особых миссий. Но достоверной информации об этом нет.

10. JP-7 – топливо, которое невозможно было поджечь... просто так



Заправка в воздухе самолета Blackbird топливом JP-7

Заправка в воздухе самолета Blackbird топливом JP-7

Смесь была настолько термостойкой, что не воспламенялась даже при открытом огне. Для запуска использовали триэтилборан – вещество, которое взрывалось при контакте с воздухом. Это обеспечивало нужную температуру для старта двигателей и одновременно повышало безопасность эксплуатации.

Таким образом, SR-71 – это не просто черный самолет с агрессивным профилем. Это вершина человеческой инженерии, построенная в условиях холодной войны, где технологии были оружием. Он был создан не для войны, а для предупреждения её. Именно такие машины обеспечивали информацию, за которую раньше платили жизнями разведчиков. И хотя его эпоха ушла, Blackbird до сих пор живет – в памяти, в музейных залах, в истории. И, возможно, в небе, но уже в других формах.

А теперь интересное видео с нашего канала:

Как выглядит самый дорогой истребитель России, и чьи самолеты в мире еще дороже




Интересно также узнать, как в СССР появился лучший самолёт своей эпохи.

Обратите внимание:

0
1710
Версия для печати