Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    

Автомобили, едущие по бетонным дорогам/ Фото: mcet.com.ua

Автомобили, едущие по бетонным дорогам/ Фото: mcet.com.ua

Бетонная промышленность в Советском Союзе начала активно развиваться сразу после войны. В 1962 году мы заняли лидирующее положение в мире по производству цемента.


Бетон использовался в различных отраслях – из него строили жилые дома, сооружали заборы (помните, с ромбиками?), заливали городские площади. А вот дороги из цементобетона не строили, хотя это было бы логично. Для строительства автодорог использовали и до сих пор продолжают использовать искусственный асфальт.

Только ленивый не шутит о наших дорогах! И шутки эти горькие. А правда заключается в том, что качество наших дорог значительно хуже, чем западных. Например, в США 65,3 % от общего количества дорог имеют бетонное покрытие, в Китае – 63 %, в Германии – 50 %. А у нас – всего 2,6 %. И это при том, что бетон гораздо прочнее и долговечнее асфальта.

1. Из истории



Укладывание двухполосной бетонной дороги в США/ Фото: pikabu.ru

Укладывание двухполосной бетонной дороги в США/ Фото: pikabu.ru

Первые бетонки появились в Америке в конце позапрошлого века. Там под бетонным покрытием делают армированный асфальтовый каркас. Он служит гидроизоляционным слоем и придает трассе дополнительную прочность. Потом эта технология пришла в Европу.

Бетонные дороги служат более 30 лет. Подтверждение этому – автобаны в Германии, которые были построены более 50 лет назад и до сих пор находятся в хорошем состоянии даже без капитального ремонта. Там есть даже отличная дорога, построенная в 1936 году!

2. Преимущества бетонных дорог



Дорога из бетона имеет свои явные плюсы/ Фото: znaybeton.ru

Дорога из бетона имеет свои явные плюсы/ Фото: znaybeton.ru

Преимущества цементобетонных трасс явны и неоспоримы. К ним относятся:

  • высокие эксплуатационные характеристики;

  • прочность;

  • износостойкость;

  • невосприимчивость к жаре;

  • высокий коэффициент сцепления с колесами транспорта;

  • экологичность;

  • длительный срок службы;

  • простота в обслуживании;

  • быстрая окупаемость;

  • возможность снижения стоимости за счет приобретения материалов в не сезон.


  • А асфальтовое покрытие менее жесткое – из-за этого на нем образуются колеи. А при жаркой погоде асфальт просто плавится. И даже при соблюдении всех технологий и малоактивном трафике по сроку службы асфальтовое покрытие не может сравниться с бетонным.

    3. Почему в СССР не делали бетонки?



    Строительство трассы М-1 «Беларусь»/ Фото: rg.ru

    Строительство трассы М-1 «Беларусь»/ Фото: rg.ru

    Почему же у нас со времен Советского Союза так не любят бетон? Возможно, потому, что несмотря на огромное количество достоинств цементобетона, у него есть и ряд недостатков, которые становятся критичными в наших условиях.

    Во-первых, это особенности климата, который во многих регионах нашей страны весьма суров. Во-вторых, это качество материалов, и в первую очередь самого цементобетона, производимого у нас.

    Бетонное полотно устойчиво к воздействию высоких температур, а при низких температурах оно разрушается. Также на бетон отрицательно действуют резкие температурные перепады – он от этого утрачивает высокие эксплуатационные качества, что приводит к сокращению срока службы.

    С учетом того, что на территории СССР было много регионов с холодным климатом, а в некоторых регионах зимой нестерпимо холодно, а летом нестерпимо жарко (например, в Сибири), делать бетонные дороги было признано нецелесообразным.

    Кстати, на Аляске, где климат схож с северным российскими регионами, магистрали тоже делают асфальтированными.

    Для сооружения бетонной трассы необходима определенная марка цемента, а в нашей стране такая практически не производилась. В итоге – замкнутый круг: бетонные шоссе не делали из-за отсутствия сырья, а сырье не производили, потому что оно было невостребованно, так как цементобетонные дороги не строили.

    4. Недостаток финансирования



    Трасса М-1 «Беларусь» в советское время/ Фото: russianhighways.ru

    Трасса М-1 «Беларусь» в советское время/ Фото: russianhighways.ru

    Технология укладки бетонной дороги достаточно сложна и дорогостояща по сравнению с асфальтовой. Главная причина, почему в СССР не клали бетонное покрытие – это недостаток финансирования. Дорого стоят и материалы, и работа. В случае с асфальтом подрядчики всегда выходили из положения, а с бетоном это не проходит. Сделать простой ямочный ремонт или заменить покрытие на отрезке асфальтированной трассы гораздо проще и дешевле, чем отремонтировать бетонное полотно.

    Помимо этого, в СССР не было необходимой спецтехники. Если она и была, то в ничтожно малом количестве, поэтому на масштабное строительство бетонных дорог ее не хватало. К слову, она и сейчас есть только у некоторых подрядчиков, которые занимаются сооружением взлетно-посадочных полос.

    И, наконец, на строительство бетонки уходит гораздо больше времени, чем на укладку асфальта. Помимо сложных этапов непосредственно строительства, по технологии бетонная дорога должна «отстояться» как минимум месяц, прежде чем по ней можно пускать транспорт.

    К тому же, в условиях холодного севера из-за особенностей климата у материала очень короткий отрезок времени до обретения нужных кондиций. А с учетом реалий того времени, когда пропагандировался лозунг «Пятилетку – за два года!», долгострои не приветствовались.

    5. Недостатки бетонных дорог



    Бетонная дорога с трещинами/ Фото: mcet.com.ua

    Бетонная дорога с трещинами/ Фото: mcet.com.ua

    Помимо неоспоримых преимуществ, бетонное покрытие имеет и ряд недостатков:

    1. При неправильном приготовлении смеси бетон начинает слоиться. При этом крупные частицы оказываются внизу, а мелкие – сверху. Поэтому верхний слой начинает крошиться. Это происходит так быстро, что бетонная дорога уже через несколько лет с начала эксплуатации приходит в негодность. На практике бетонки не выдерживали и одной зимы.

    2. Неправильное армирование швов приводит к скоплению воды. Если в асфальте она уходит в основание, то на бетоне эти лужи будут стоять, пока сами не высохнут.

    3. На бетонной дороге нельзя сделать ямочный ремонт. Нужно снимать испорченное покрытие на довольно длинном участке и укладывать новое. А это рискованно и затратно.

    Бетонная дорога требует долгого высыхания перед началом эксплуатации/ Фото: zzbo.ru

    Бетонная дорога требует долгого высыхания перед началом эксплуатации/ Фото: zzbo.ru

    4. Перед тем, как запустить на бетонку автомобильный транспорт, нужно дать ей в течение определенного времени просохнуть (от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от климатических и погодных условий). За это время бетон обретет необходимую прочность. А на асфальтовые дороги машины можно пускать уже через восемь часов после укладки покрытия.

    5. Зимой для бетонных дорог нужны специальные реагенты, которые стоят в восемь раз дороже обычных.

    6. В мире нет статистики, как на бетон влияют шипы. В западных странах и в Китае шипованная резина не распространена, а у нас зимой на ней ездит большинство водителей.

    7. Во времена СССР бетонные дороги были весьма шумными.

    Дорожный ремонт в СССР/ Фото: kulturologia.ru

    Дорожный ремонт в СССР/ Фото: kulturologia.ru

    Таким образом, по совокупности факторов строить бетонные трассы в СССР было невыгодно. К тому же огромные запасы нефтепродуктов позволяли производить асфальт в больших количествах, и себестоимость его была гораздо ниже бетона. Плюс более простые технологии и меньшие временные затраты.

    Справедливости ради нужно отметить, что бетонные дороги у нас тоже есть. При Советском Союзе были построены опытные трассы на Дальнем Востоке, в Сибири и в Московской области. Также цементобетонное покрытие имеют взлетно-посадочные полосы.

    Но в 1980-х годах бетонные дороги у нас перестали делать вообще. Осталась лишь технология укладки бетонных плит в регионах с очень суровыми зимами. Также иногда бетонки делают в качестве временного решения.

    Сейчас использование современных технологий позволяет ускорить и удешевить процесс строительства бетонных дорог, и к этому вопросу время от времени возвращаются. Но говорить о повсеместном переходе на бетон пока не приходится – слишком затратное это дело.



    Между тем, на любой дороге могут пригодиться навыки выхода из заноса на автомобиле.


    Обратите внимание:







    12810
    2.03.2022 11:49
    В закладки
    Версия для печати