Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Традиционное кораблестроение использует в качестве основных материалов древесину или сталь, и кажется, что по-другому раньше просто не могло быть. Однако в прошлом нашли и куда более непривычное сырьё для создания судов. Речь идёт о бетоне, из которого особенно активно строили корабли в первой половине прошлого века. И они не только не тонули, но и в определённых условиях стали настоящим спасением. Правда, сегодня так уже не делают, а оставшиеся железобетонные суда являются настоящей редкостью.

Корабль из бетона - интересный полузабытый концепт. /Фото: mvf.ams3.digitaloceanspaces.com

Корабль из бетона - интересный полузабытый концепт. /Фото: mvf.ams3.digitaloceanspaces.com


Появление бетона как нового материала в строительстве судов стало следствием ряда причин. Прежде всего, он частично стал переходным вариантом от древесины к стали. Случилось в конце позапрошлого столетия всё больше начали отказываться от дерева, так как оно в какой-то момент всё равно сгнивало, как бы ни старались корабельные мастера. А вот «перепрыгнуть» сразу на металлическое кораблестроение не сумели из-за дороговизны стали.

Как бы ни старались корабельные мастера, деревянные суда все равно относительно быстро портятся. /Фото: myskillsconnect.com

Как бы ни старались корабельные мастера, деревянные суда все равно относительно быстро портятся. /Фото: myskillsconnect.com


Особенно остро проблема дефицита стали для создания кораблей, в первую очередь, для армии, встала, когда грянула Первая мировая война. Само собой, что в условиях морских боёв и неизбежной утраты военных судов необходимо было найти эффективную, но доступную альтернативу, как металлу, так и древесине. И вот тут вспомнили о старом, давно забытом эксперименте француза Жана Луи Ламбо, который ещё в 1848 году додумался создать лодки нетривиальной на то время конструкции - стальная основа и строительный раствор.

Бетонная лодка Жана Луи Ламбо в экспозиции одного из французских музеев. /Фото: podparusami.club

Бетонная лодка Жана Луи Ламбо в экспозиции одного из французских музеев. /Фото: podparusami.club


Фактически можно говорить о концепции Ламбо как о прародителе нынешних железобетонных конструкций. Самое интересное, что он сделал всё максимально точно, и цементные лодки не тонули, выталкивая воду в полном соответствии с законом Архимеда. Жан Луи даже демонстрировал своё изобретение в рамках парижской Всемирной выставки в 1855 году, однако попытки внедрить такие суда массово тогда не реализовали. Справедливости ради, несколько барж и судов Ламбо по водам Европы и даже Китая ходили, но это были единицы.

Первая попытка реализовать массово бетонные корабли была не очень удачной, хотя концепт признали перспективным. /Фото: m.fishki.net

Первая попытка реализовать массово бетонные корабли была не очень удачной, хотя концепт признали перспективным. /Фото: m.fishki.net


А вот во время Первой мировой к этому концепту решили вернуться, и это неудивительно. На самом деле, у бетонных судов есть масса характеристик, которые на тот момент были неоспоримыми достоинствами. Так, их себестоимость была значительно ниже, чем у металлических судов, а ещё они проще обслуживались. Кроме того, для управления и ухода за таким судом не нужно было искать людей с самым высоким уровнем профессиональных навыков. Отдельным плюсом железобетонного корабля является его способность не становиться рассадником конденсата, губительного для сухого типа грузов.

Недорогие, простые в обслуживании и отличные для сухогрузов - бетонные корабли были настоящей находкой в период Первой мировой. /Фото: topwar.ru

Недорогие, простые в обслуживании и отличные для сухогрузов - бетонные корабли были настоящей находкой в период Первой мировой. /Фото: topwar.ru


Считается, что первыми, кому удалось в ХХ веке создать судно на железобетонной основе, были специалисты из Норвегии - именно они в 1917 году спустили на воду бетонный теплоход «Намсенфьорд». Но настоящий прорыв случился на другом конце планеты - в США, где калифорнийский предприниматель Лесли Комин пытался продвинуть идею внедрения в ВМФ кораблей из бетона в армию и судоходство, однако на официальном уровне потерпел крах. Тогда он открыл фирму, занимающуюся судостроением.

Теплоход «Намсенфьорд» - первый бетонный корабль ХХ столетия. /Фото: techinsider.ru

Теплоход «Намсенфьорд» - первый бетонный корабль ХХ столетия. /Фото: techinsider.ru


Весной 1918 года он представил теплоход «Фейт», который стал первым бетонным судном на американском континенте. Неплохие технические характеристика, а самое главное — относительно низкая себестоимость, наконец, привлекла внимание правительства США. Тогда-то и началась работа над созданием железобетонного водного транспорта в промышленных масштабах. Правда, период расцвета был не очень долгим: как закончилась Первая мировая, бетонные корабли вышли из употребления.

Железобетонный первопроходец на просторах Америки - теплоход «Фейт». /Фото: freightwaves.com

Железобетонный первопроходец на просторах Америки - теплоход «Фейт». /Фото: freightwaves.com


Что интересно, тогда забытие концепции оказалось неполным и недолгим: в межвоенный период одни суда приспособили в качестве волнорезов или пирсов, но были и те, которые продолжили совершать транспортные рейсы в частных компаниях. А потом грянула новая, Вторая мировая война, и дефицит металла опять заставил многие страны вернуться к бетонному флоту. Среди них были не только США, но и Третий рейх, и Советский Союз - последний, к слову, освоил технологию ещё в тридцатых годах. К тому же, более ранний опыт позволил модернизировать такие суда, и они стали ещё более эффективными.

В годы Второй мировой войны у ряда стран появился бетонный флот. /Фото: 9111.ru.

В годы Второй мировой войны у ряда стран появился бетонный флот. /Фото: 9111.ru.


Впрочем, в послевоенные годы популярность бетонных кораблей опять стала постепенно сходить на нет. Прежде всего, из-за того, что теперь более примитивная и дешёвая альтернатива стальным судам была уже не нужна. А достойную конкуренцию железобетонный корабли составить металлическим не могли из-за ряда недостатков, перекрывавших плюсы: очень большой вес и массивная конструкция, ограничивающая масштабы транспортировки; необходимость находить более мощные силовые установки и больше топлива для таких махин, и банально меньшая износостойкость.

Сегодня железобетонные корабли стали атавизмом, с редчайшими исключениями. /Фото: beton-house.com

Сегодня железобетонные корабли стали атавизмом, с редчайшими исключениями. /Фото: beton-house.com


То есть то, что было достоинством бетонных кораблей в период дефицита военного времени, в мирный период оказалось минусом. Тем более, что они нередко собирались в качестве кораблей «на один раз». Поэтому из флота их быстренько убирали, правда, не ликвидируя сразу - многие из них служили в качестве несамоходных причалов, плавучих станций, складов или музеев, а из более потрёпанных получались неплохие волнорезы. И лишь единицы остались в ходу, а с хорошим обслуживанием дожили до наших дней.

В дополнение к теме - поразительная история ещё одного бетонного объекта на воде: История уникального бетонного форта США, который выдержал обстрелы несколькими тысячами бомб


Обратите внимание:







1426
2.02.2025 19:36
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё