Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



В истории развития авиастроения можно найти немало эпизодов, когда попытки внедрить новые технологии заканчивались провалом. И если одни концепты были неудачными, то другие попросту появились не в своё время. Поэтому порой им оставалось только ждать своего часа. Именно так произошло с технологией самолётов с замкнутым контуром крыла -

История кольцепланов насчитывает более ста лет. /Фото: newolymp.ucoz.ru

История кольцепланов насчитывает более ста лет. /Фото: newolymp.ucoz.ru


После триумфа в воздухе братьев Райт за идею создания летательных аппаратов взялись и другие инженеры. И если первые создавали более привычные по конструкции планеры, то уже тогда задумались об освоении других технологий. Одной из них стала концепция самолёта с замкнутым контуром крыла, а первопроходцем в этой тенденции стал француз Луи Блерио. Именно он в 1906 году сконструировал самолёт «Блерио III», который представлял собой биплан, где крылья были объединены полукружьями. Такая же модернизация произошла и с хвостовым оперением. Вот только последнее оказалось слишком тяжёлым, поэтому его аппарат в воздех так и не поднялся. Однако именно этот эпизод стал началом долгого пути кольцепланов в небо.

Первый известный кольцеплан. /Фото: airwar.ru

Первый известный кольцеплан. /Фото: airwar.ru


Блерио был не единственным, кто попытался взлететь на кольцеплане. Например, другой французский инженер Живодана построил аэроплан на фабрике Velmorel в 1909 году, который вместо крыльев имел пару кольцеобразных фигур, между которыми было установлено место пилота. Впрочем, и эта модель так и не взлетела в воздух. Причём эта тенденция сопровождалась на протяжении многих лет. К примеру, такая же судьба постигла и Gary-Plane американского изобретателя Уильяма Пирса Гэри - этот аппарат при попытке взлететь постоянно опрокидывался вперёд.

Интересный факт: к идее Живодана внезапно вернулся другой француз, авиамоделист Эммануэль Филлон в восьмидесятых годах прошлого столетия. Ему удалось сконструировать аналогичную модель, которая успешно поднялась в воздух.

Аэроплан Живодана. /Фото: wikipedia.org

Аэроплан Живодана. /Фото: wikipedia.org


Во время Второй мировой войны технология летательных аппаратов с замкнутым контуром крыла также имела актуальность. Например, подобную конструкцию пытались воплотить в жизнь немецкие инженеры во главе с Эрнстом Хейнкелем. Так, они в 1944 году создали истребитель-перехватчик вертикального взлёта и посадки с поэтичным названием «Жаворонок» (Lerche). Кроме того, немцы намеревались создать вторую модификацию этого летательного аппарата, однако окончание войны не позволило воплотить эти планы в жизнь.

Масштабная модель немецкого кольцеплана. /Фото: wikiрedia.org

Масштабная модель немецкого кольцеплана. /Фото: wikiрedia.org


В Советском Союзе также пытались создать кольцеплан, причём ещё с довоенных времен, но все попытки не увенчались успехом. Пока однажды, уже на излёте государства, снова не вспомнили о технологии замкнутого крыла. В 1988 году правительство признало необходимость создания нового лёгкого манёвренного самолёта, который работал бы в сельскохозяйственной местности. Ведь самый популярный на тот момент Ан-2, хоть и прекрасно справлялся со своей задачей, испытывал проблемы в управляемости при сильном ветре. За разработку нового летательного аппарата взялась команда специалистов, в составе которой были также техник Аркадий Александрович Нарушевич и лётчик Анатолий Леонидович Гущин.

Недостатки Ан-2 дали толчок к созданию кольцеплана в СССР. /Фото: biletik.aero

Недостатки Ан-2 дали толчок к созданию кольцеплана в СССР. /Фото: biletik.aero


Нарушевич перепробовал массу вариантов конструкции, но в итоге пришёл к выводу, что лучшим выходом станет самолёт с замкнутым контуром крыла овальной формы. Работа не прошла даром: было собрано несколько опытных образцов, и все они успешно поднялась в воздух. Казалось бы, у концепта было большое будущее, однако вмешался исторический контекст - мятежный 1991 год и последующий развал Советского Союза сделали невозможным государственное финансирование проекта, что привело к его заморозке.

Советский кольцеплан Нарушевича. /Фото: techcult.ru

Советский кольцеплан Нарушевича. /Фото: techcult.ru


Только 1998 году группа лётчиков во главе с Анатолием Гущиным убедили Нарушевича возобновить работу над самолётом с замкнутым контуром крыла. Нашёлся и инвестор в виде одной из частных компаний, после чего разработка продолжилась. Некоторые узлы нового самолёта были взяты у других летательных аппаратов, например, того же Ан-2. Но было и новаторство: в отличие от других кольцепланов, аппарат Нарушевича имел овальное крыло, не прикреплённое к фюзеляжу, что делало возможным создание подъёмной силы по всей поверхности крыла. И эти конструктивные решения оказались успешными: в 2004 году были начаты лётные испытания самолёта, которые в полной мере доказали целесообразность концепта. Вот только законодательство Беларуси, где и проектировали аппарат, не позволило пустить его в массовое производство, но авторы надеются воплотить его в жизнь в виде беспилотника.

Кольцеплан Нарушевича в экспозиции музея авиационной технике у аэродрома Боровая. /Фото: livejournal.com

Кольцеплан Нарушевича в экспозиции музея авиационной технике у аэродрома Боровая. /Фото: livejournal.com


Многочисленные попытки дать билет в жизнь этой необычной технологии не заканчиваются и сегодня. Во многих странах мира регулярно появляются проекты по созданию самолётов с замкнутым контуром крыла, однако не один из них пока что не получил широкого распространения. Возможно звёздный час таких конструкций всё ещё не пришёл, однако развитие этой технологии в последние десятилетия ускоряется, поэтому, возможно, совсем скоро мы увидим, как кольцепланы наравне с традиционными летательными аппаратами будут бороздить воздушное пространство.

Хочешь узнать больше о необычном летательном аппарате - магнитолёте? Тогда смотри видео на нашем канале:



В дополнение к теме: «Пятерка» отечественных самолетов, которые почти нарушают законы физики


Обратите внимание:







16747
2.01.2022 15:04
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё