Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



У любого концепта, в том числе, технического, есть два пути: либо получить билет в жизнь, либо оказаться не у дел. К последним нередко могут относиться необычные проекты, которые просто появились не в то время, или им не нашли практического применения. Как раз к таким и относится и футуристичный летательный аппарат ВВА-14, которому пытались найти место под солнцем неоднократно, но каждый раз безуспешно.

Необычный, но нереализованный до конца проект. /Фото: pinterest.com

Необычный, но нереализованный до конца проект. /Фото: pinterest.com


История этого футуристического аппарата интересна даже с точки зрения биографии его автора. Всё дело в том, что придумал этот концепт Роберт Бартини, известный авиаконструктор, который эмигрировал из Италии в СССР в ещё в двадцатых годах прошлого столетия. Судьба его сложилась непросто: наравне с проектированием ряда интересных концептов, он успел оказаться в сталинских лагерях с клеймом врага народа. Впрочем, это не помешало ему ещё много лет после этого создавать летательные аппараты.

Роберт Людвигович Бартини. /Фото: rg.ru

Роберт Людвигович Бартини. /Фото: rg.ru


Свой необычный концепт Бартини пытался воплотить в жизнь в 1962 году, причём на тот момент он имел индекс МВА-62. Официально же летательный аппарат именовался скоростной стратегической амфибией, фактически являясь чем-то средним между самолётом и судном на воздушной подушке. Такая гибридизация позволяла МВА-62 и летать в обычном режиме, и передвигаться как экраноплан над поверхностью воды. Кроме того, аппарат мог скрываться от радаров, а также имел возможность приземлиться практически на любую поверхность.

Необычный летательный аппарат с рядом полезных способностей. /Фото: dosaafrt.ru

Необычный летательный аппарат с рядом полезных способностей. /Фото: dosaafrt.ru


Опытный экземпляр машины, уже под названием ВВА-14, был испытан и показал весьма перспективные результаты. После тестов Бартини получил возможность начать разработку более крупной модели. Несколько лет работы завершились первым полётом уже полноразмерного ВВА-14, который состоялся 4 сентября 1972 года. Испытания прошли успешно, а самолёт даже получил прозвище - «Змей Горыныч», однако многообещающий путь амфибии был прерван: с первого раза не удалось установить на опытный образец подъёмные двигатели для вертикального взлёта.

История амбициозного проекта сложилась не так, как мечтал его автор. /Фото: aviation21.ru

История амбициозного проекта сложилась не так, как мечтал его автор. /Фото: aviation21.ru


Процесс доработки двигателей затянулся, а в 1974 году ушёл из жизни Роберт Бартини, которому тогда было уже 77 лет. Смерть главного вдохновителя проекта практически сразу застопорила дальнейшую разработку проекта. Так, вначале его решили переделать таким образом, чтобы аппарат был больше похож на экраноплан. Результатом этих превращений стала модификация ВВА-14М1П, законченная в 1976 году, но толком ею уже никто не занимался, даже испытания были проведены только на начальном уровне - оказалось, что после смерти Бартини и само государство утратило интерес к необычному проекту.

ВВА-14 в полёте. /Фото: hotcarsimages.com

ВВА-14 в полёте. /Фото: hotcarsimages.com


Даже неплохие технические характеристики не спасли амбициозный проект, а они были весьма впечатляющими: длина - 25,97 метров, размах крыла - 28,5 метров, максимальная взлётная масса - 52 тыс. кг, максимальная скорость - 760 км/час, практическая дальность - 2450 километров. Управление должны были осуществлять три члена экипажа. Сохранилась информация и о вооружении, которое могло существовать в трёх вариациях: 2 авиационные торпеды, 8 авиационных мин ИГМД-500, или 16 авиационных бомб ПЛАБ-250.

Сохранившийся корпус ВВА-14 на выставке в Монино. /Фото: wikimedia.org

Сохранившийся корпус ВВА-14 на выставке в Монино. /Фото: wikimedia.org


Судьба же единственной скоростной стратегической амфибии ВВА-14 была незавидной: с неё была снята часть оборудования, а корпус через некоторое время отправили на вечную стоянку в музейную экспозицию Монино, где её можно увидеть по сей день. Периодически возникают задумки о реставрации уникального проекта, однако ни одна из них по-прежнему не имел практического задействования.

О другой уникальной советской разработке - смотрите в видео на нашем канале:



В дополнение к теме: По воде как по земле: 6 запоминающихся машин-амфибий

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:





2258
1.11.2021 09:24
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё