Общество RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Разное    





Правление Адольфа Гитлера в Германии практически с самого начала ознаменовалось наращиванием вооружения довольно быстрыми темпами. Не обошла эта участь и флот. Одним из запомнившихся линкоров, принесших немцам немало проблем, стал «Шарнхорст».


Когда дело дошло до сверхтяжелых кораблей, фюрер на первых порах не стал требовать строительства огромных судов, чтобы не навлечь на себя претензии Франции и Великобритании о нарушении Версальского договора. Но кроме выражения озабоченности от Парижа ничего не последовало, и адмиралы стали уговаривать Гитлера все-таки вернуться к идеям постройки с большим водоизмещением (до 26 тыс. тонн) и увеличение количества башен с двух до трех. Именно такие амбициозные планы были у верхушки военно-морского флота Третьего рейха, которые фюрер вначале забраковал. Так появился «Шарнхорст» - линкор с нелегкой историей, принесший немало проблем как врагам, так и собственному флоту.

Чтобы легализовать разработку «запрещенных» Версальским договором кораблей, Гитлер идет на заключение военно-морского соглашения с англичанами, убеждая тех, что Германия считает своим главным соперником Францию. Кроме того, немцы пообещали, что, несмотря на постройку крупных кораблей, их флот будет втрое меньше, чем британский. Англичане согласились на эти условия – Версальские соглашения окончательно потеряли силу.
Германия времени не теряла – уже в конце весны 1935 года два корабля, изначально планировавшиеся на 19 тыс.тонн, были перезаложены на большее водоизмещение. Тогда же они были названы: 3 мая – «Гнейзенау», а 16 июня – его брат, «Шарнхорст».

Корабль с непростой историей. /Фото: topwar.ru

Корабль с непростой историей. /Фото: topwar.ru

Суда, которые теперь именовали линкорами, вместо морально устаревшего «броненосца», решили проектировать не на основе немецких линейных кораблей времен Первой мировой войны. И уже с начала разработки появились первые проблемы. Так, в процессе проектирования выяснилось, что уложиться в первоначальные 26 тыс. тонн не получиться, а это могло серьезно повлиять на мореходность и остойчивость корабля. Для решения этой проблемы применили дополнительные меры по оптимизации отдельных частей судна, однако догнать своих «собратьев» «Шарнхорст», как и его близнец, все же не смогли.

Боковая схема корабля в разные годы. /Фото: topwar.ru

Боковая схема корабля в разные годы. /Фото: topwar.ru

Проблемы при проектировке не уменьшили энтузиазма ни Гитлера, ни адмиралов военно-морского флота Германии. На доработку и строительство ушло чуть больше года, и уже 3 октября 1935 года «Шарнхорст» торжественно спустили на воду. Корабль постарались сделать по-настоящему непотопляемым: был спроектирован 21 водонепроницаемый отсек, который, в свою очередь, делился еще на несколько – по данным Novate.ru, такое решение позволило бы удержать судно на плаву, даже если будет затоплено сразу два отсека.

Спуск линкора на воду. /Фото: mirtayn.ru

Спуск линкора на воду. /Фото: mirtayn.ru

Вооружили корабль также соответствующе, но учли возможность перегрузки при оснащении дополнительным оружием: было установлено 8 спаренных 150-мм орудий
в защищенных 140 мм броней башнях, и 4 одноорудийных установки под 25 мм щитами. В дальнейшем планировалось перевооружения линкора – оно должно было состояться зимой 1940-1941 года. Но эти планы так и не сбылись из-за начала Второй мировой войны.

На вооружение военно-морского флота Третьего рейха «Шарнхорст» вступил 7 января 1939 года, первый капитан – Отто Цилиакс. Но на этом проблемы линкора не закончились. Выяснилось, что его требуется довести до полноценной боеспособности. Доводку «Шарнхорста» производили во время проведения учебно-тренировочных выходов. Лишь в октябре 1939 года, уже после развязывания Германией Второй мировой войны, командование решило, что корабль можно привлекать к боевым действиям.

Шарнхорст не сразу оказался полноценно боеспособным. /Фото: warhistoryonline.com

Шарнхорст не сразу оказался полноценно боеспособным. /Фото: warhistoryonline.com

Первым делом, «Шарнхорст» и «Гнейзенау» бросили на спасение карманного линкора «Адмирал граф Шпее», на которого британский флот объявил настоящую охоту. Корабли отправили в Атлантику в качестве отвлекающего маневра. 21 ноября 1939 года «Шарнхорст» и его брат вышли в Северную Атлантику. Через день немецкие корабли столкнулись с британским вспомогательным крейсером «Равалпинди», бывшим пассажирским лайнером, вооружением которого были лишь восемь устаревших 152-мм орудий. Огромная разница в вооружении не заставила англичан отступить, они приняли бой, который шел всего полчаса.

Орудия на линкоре. /Фото: ww2history.ru

Орудия на линкоре. /Фото: ww2history.ru

В результате «Равалпинди» был потоплен, его командир погиб, команда спустила шлюпки. Но тут на горизонте показался крейсер «Ньюкасл», что заставило командующего операцией вице-адмирала Маршаля отойти, поставив дымовую завесу – он предположил, что рядом могут быть корабли крупнее, а «Шарнхорст» израсходовал немало боеприпасов на бой с «Раваллини». Немецкое командование раскритиковало командира за расточительность и отступления.

Интересный факт: несмотря на то, что этот рейд «Шарнхорста» сложно назвать победоносным, пропаганда Рейха не дремала и именно так представила его немецкому обывателю. Но на этом она не остановилась. Зимой 1939-1940 гг., которую линкор провел на стрельбах в Балтике, он успел сняться в пропагандистском документальном фильме «Линкор в боевом походе», где был представлен едва ли не как флагман немецкого флота.

Построение команды на палубе. /Фото: scharnhorst-class.dk

Построение команды на палубе. /Фото: scharnhorst-class.dk

Следующей боевой операцией, в которой принял участие «Шарнхорст», было вторжение в Норвегию. Однако подбитый во время одного из рейдов «Гнейзенау» отложил действие их пары на месяц. Но 4 июня оба линкора уже отправились в море для участия в блокировании британского судоходства в акватории Норвегии. И эта операция прошла довольно успешно – группе немецких кораблей удалось уничтожить английский авианосец «Глориес» и два эсминца – «Ардент» и «Акаста». Однако и «Шарнхорст» получил серьезные повреждения, вследствие чего его пришлось поставить на капитальный ремонт, который закончился лишь в конце 1940 года.

Весь 1941 год «Шарнхорст» провел в постоянных стычках с британцами, как главным противником Третьего рейха на море. Попутно требовалось «перерезать» пути сообщения по воде и флота СССР, уже вступившего в войну. Между рейдами и «Шарнхорст», и его брат вставали на ремонт. К началу 1942 года было принято решение выводить линкоры из Бреста, где они до этого находились в Норвегию. Путь прорыва выбрали короткий, но сложный – напрямую через Ла-Манш. Операция получила название «Церберус». И хотя «Шарнхорст» снова дважды подорвался на минах, он не затонул, а сама операция прошла очень успешно.

Шарнхорст и Гнейзенау в Ла-Манше. /Фото: topwar.ru

Шарнхорст и Гнейзенау в Ла-Манше. /Фото: topwar.ru

Вплоть до конца 1942 года «Шарнхорст» находился на ремонте, и лишь в начале следующего, 1943 года, командование дало добро на переброску корабля в Норвегию.
Ситуация у немецкого флота на тот момент была практически отчаянная – разгромное поражение у скандинавских берегов даже заставила Гитлера принять довольно эмоциональное решение по выведению из состава флота всех крупных кораблей. Но «Шарнхорст» избежал этой участи, несмотря на то, что последние стрельбы он провел с весьма удручающим результатом. Так «Шарнхорст» остался единственным тяжелым судном в Арктическом регионе.

В конце 1943 года союзники, воспользовавшись ослаблением немецкого флота, возобновили коммуникацию морем в Арктике. Чтобы этому воспрепятствовать, Гитлер поручил командиру немецкой эскадры Эриху Бею перехватить британские конвои. Начало операции «Остфронт» пришлось на рождественский вечер 25 декабря 1943 года. «Шарнхорст» был во главе эскадры. Все начиналось довольно благополучно. Вот только Бей не мог знать, что все его переговоры с командным пунктом в Норвегии были давно перехвачены и читались британскими службами.

Контр-адмирал Эрих Бей. /Фото: Wikipedia.org

Контр-адмирал Эрих Бей. /Фото: Wikipedia.org

На следующий день, в полдесятого утра крейсеры англичан вступили в бой с немецкой эскадрой, и, прежде всего с «Шарнхорстом». После получения повреждения носового радара линкор идет на обходной маневр с целью оторваться от преследования англичан. Но это удается ненадолго. Столкновение происходит вновь, но и в этот раз «Шарнхорст» уходит от британского огня. Эскадра возвращается обратно.

Менее чем через сутки «Шарнхорст» оказывается в ловушке, удачно подготовленной союзниками. Немцев застали врасплох. Линкор был обстрелян, получил серьезные повреждения, но команда не сдавалась, постоянно накрывая залпами противника, хоть и не очень успешными. Огонь «Шарнхорста» затих лишь после семи вечера. После этого британцы решили ударить линкор торпедами - всего их было выпущено около десятка. Меньше чем через час охваченный огнем «Шарнхорст» затонул, похоронив с собой практически весь экипаж – спастись удалось лишь 36 морякам.

Несмотря на отчаянную смелость, свой последний бой линкор проиграл. /Фото: topwar.ru

Несмотря на отчаянную смелость, свой последний бой линкор проиграл. /Фото: topwar.ru


В дополнение к теме: «Семерка» наиболее известных и грандиозных кораблей, ушедших на морское дно

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:


8219
1.10.2019 09:31
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё