
Лёгкая бронетехника во время боевых действий имеет собственную немаловажную роль, поэтому её совершенствуют и делают всё сложнее. Правда, на этом фоне некоторые разработчики проявляют слишком большое усердие, и тогда появляются на свет такие проекты, как Puma. Эта БМП задумывалась не как компромисс между стоимостью и эффективностью, а как демонстрация инженерного перфекционизма. В её образе нет ничего от массовости, только тщательно продуманные детали, доведённые до крайности.
Новее и лучше

БМП Marder./ Фото: joint-forces.com
В начале двухтысячных перед немецкими военными стала проблема: их проверенная временем БМП Marder морально устарела, а другой не было. Её приняли на вооружение ещё в 1970-х, и за это время она устарела и уже не соответствовала требованиям военных: она имела слабую защиту, ограниченный обзор и устаревшее вооружение. Её пытались модернизировать, но из этого ничего не вышло, поэтому решили строить совершенно новую технику.

Проект Schtzenpanzer PUMA./ Фото: modellbau-koenig.de
Разработка была поручена консорциуму PSM, в рамках которого известный производитель Rheinmetall совместно трудился с другой немецкой компанией Krauss-Maffei. Вот только они применяли нестандартный подход: вместо экономии и упрощения процесса в проект заложили максимально высокие характеристики, не думая о стоимости. Бронезащита должна была выдерживать современные боеприпасы, вооружение — поражать цели на дальностях, характерных для лёгких танков, а сама машина — выживать и двигаться там, где обычная БМП не пройдёт. Это направление сразу поставило «Пуму» в отдельную категорию, с ней не соперничали — на неё просто смотрели с любопытством.
Без компромиссов

БМП PUMA./ Фото: wikipedia.org
Корпус машины собран из бронированной стали с учётом возможной установки навесной модульной защиты — от лёгких экранов до многослойных керамических панелей, повышающих стойкость к пробитию. Даже без внешнего обвеса базовая компоновка выдерживает обстрел из автоматического оружия, а с полным комплектом машина способна противостоять огню из малокалиберных пушек и некоторым типам противотанковых боеприпасов. Инженеры также установили усиленное днище с многослойной защитой, которая смягчает удар от подрыва, направляя энергию взрыва в стороны, а места экипажа приподняты над полом, что дополнительно снижает риск получения травм при подрыве. В Puma эта система доработана до мелочей, даже крепления кресел сделаны с учётом управляемой деформации. Это сильно увеличило массу, но Puma изначально задумывалась как тяжёлая машина, а её рама, двигатель и ходовая часть рассчитаны на серьёзный вес.

Пушка в работе./ Фото: joint-forces.com
Вооружение машины формально не выглядит выдающимся, но здесь суть в другом. Автоматическая пушка Mauser калибра 30 мм имеет высокую скорострельность и использует снаряды с программируемым подрывом, поражая укрытые цели и живую силу за преградами. Это особенно полезно в городских условиях и во время штурма укреплений. Боекомплект находится в изолированном отсеке, исключающем распространение пожара внутрь корпуса, а вспомогательный пулемёт интегрирован в башню и управляется дистанционно. Что важнее, Puma получила стабилизированную платформу и высокоточный прицел с каналами дневного и ночного видения, интегрированными в общую цифровую архитектуру.

Оборудована современной электроникой./ Фото: joint-forces.com
Электроника БМП поддерживает круговой обзор, автоматическое сопровождение цели и прицеливание по командам от сторонних источников, включая другие машины. В дополнение к этому на машину может монтироваться противотанковый комплекс с наведением по оптике. Он не входит в стандартную комплектацию, но интеграция предусмотрена. Всё это работает в связке с системой активной защиты MUSS, которая фиксирует лазерное облучение, подаёт сигналы оповещения и автоматически активирует средства оптико-электронного противодействия. Эта система не уничтожает ракеты, но снижает риск попадания, временно ослепляя самонаводящиеся головки. На сегодняшний день такая защита остаётся редкостью среди БМП.
Манёвренность будущего

Развивает приличную скорость./ Фото: topwar.ru
Несмотря на массу, превышающую 40 тонн в полной конфигурации, Puma обладает очень высокой подвижностью. Двигатель MTU развивает свыше тысячи лошадиных сил, чего вполне достаточно для динамичного маневрирования даже на пересечённой местности. Максимальная скорость по шоссе достигает 70 км/ч, но главное не это, а способность быстро менять направление движения и удерживать устойчивость на сложных участках. Гидропневматическая подвеска гасит колебания и снижает уровень вибрации, что важно как для комфорта экипажа, так и для точности стрельбы в движении.

Хорошо управляется./ Фото: fragoutmag.com
Немецкие инженеры сделали ставку на низкий силуэт, сглаженные линии и хорошее распределение массы. При этом за счёт автоматической коробки и интеллектуальной трансмиссии управление машиной напоминает скорее вождение большого автомобиля, чем тяжёлой бронетехники. Это особенно чувствуется в условиях плотной городской застройки или на ограниченном пространстве. Даже на фоне современных аналогов Puma отличается плавностью движения и отзывчивостью, хотя это во многом результат использования дорогих и сложных компонентов, требующих внимательного обслуживания.
Сколько стоит превосходство

Производство очень дорогое./ Фото: joint-forces.com
С самого начала проект сопровождался критикой за высокую стоимость. Цена одной машины в полной конфигурации превышала 17 миллионов евро, что делало её сравнимой по затратам с основными боевыми танками. В отличие от большинства БМП, предназначенных для массового выпуска, Puma изначально создавалась в ограниченном количестве: бундесвер заказал чуть более трёх сотен машин, и с тех пор объёмы поставок не изменились. За пределами Германии интерес был, но он не привёл к контрактам — многие потенциальные заказчики просто не были готовы оплачивать такую сложную машину.

Выпустили БМП очень мелкой серией./ Фото: warhistory.org
На первых порах эксплуатация сопровождалась техническими трудностями. Модульная конструкция требовала времени на сборку, системы управления — регулярных обновлений, а уровень подготовки экипажа должен был быть выше среднего. Со временем часть этих проблем удалось смягчить, и машина всё же была принята на вооружение. Тем не менее в прессе периодически поднимались вопросы о рациональности столь дорогой платформы в условиях, когда армии нуждаются не только в технологии, но и в количестве. Немцы на это отвечали, что Puma предназначена только для тех, кто может позволить себе не экономить на безопасности.
Ложка дёгтя

Из-за сложности имеет существенные недостатки./ Фото: aminoapps.com
На текущий момент Puma ещё не прошла проверку в реальных боевых условиях. Всё, что можно сказать о её применении, основано на результатах учений и внутриармейских тестов. В декабре 2022 года несколько машин были выведены из строя во время подготовки к учениям НАТО — причиной стали технические неисправности, включая электронику и ходовую часть. Этот случай вызвал резонанс, и хотя часть проблем вскоре устранили, он вновь поднял вопрос о сложности и «капризности» машины в полевых условиях. Кроме этого инцидента, официальной информации об участии Puma в вооружённых конфликтах не было. Машины пока остаются в составе немецкой армии, используются для учений и подготовки личного состава. Это не означает, что они не готовы к бою, просто машины слишком дорогие, чтобы ими рисковать.
Ещё интересное с нашего канала:
Первый магистральный пассажирский самолёт, который создал Китай
Неизвестно, что станется в будущем с этой боевой машиной, но претендент на звание лучшей БМП в мире давно уже есть. По мнению немалого числа экспертов, его вполне заслужила Strf 90 (CV-90), которая не так давно получила обновление.