Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0



Современные самолёты своим существованием во многом обязаны конструкторам, работавшим в период Второй мировой войны. В то время было сделано много важных изобретений, в частности, появился первый в мире самолёт, построенный по принципу «летающего крыла» и оборудованный турбореактивным двигателем. Его построили братья Вальтер и Реймар Хортены.


От увлечения к работе

Планер братьев Хортен. / Фото: https://aviaforum.ru

Планер братьев Хортен. / Фото: https://aviaforum.ru


Ещё в детстве братья Хортены всерьёз увлеклись небом, но самого полёта им было мало, они хотели построить свой собственный самолёт, благо, оба обладали способностями к конструированию. В 1931 году 16-летие Вальтер Хортен отпраздновал вместе с запуском своей первой модели, планера Horten I, который обладал весьма своеобразной конструкцией. Фактически он состоял из одного крыла, а построили его из подручных материалов: раму сделали из дерева, а в качестве обшивки использовали лёгкую и прочную ткань.

Планер братьев Хортен. / Фото: https://ww2aircraft.net

Планер братьев Хортен. / Фото: https://ww2aircraft.net


На волне своих успехов в 1934 году братья собрали Horten II, планер ещё больших размеров, а в 1935 оснастили его авиационным 4-цилиндровым двигателем Hirth HM 60 мощностью 80 лошадиных сил. Хортены продолжили заниматься конструированием планера даже когда поступили в люфтваффе в 1936 году. Они своими силами собрали три Horten II и даже участвовали на них в соревнованиях. В авиации они прослужили два года, а после ухода продолжили работать над «летающим крылом».

«Летающее крыло». / Фото: https://alternathistory.com

«Летающее крыло». / Фото: https://alternathistory.com


Братья собирались продвинуть свою работу на более серьёзный уровень, но конструкторские бюро не хотели сотрудничать с ними просто так. Авиаконструктор Эрнст Хейнкель (отец-основатель компании Heinkel) пожелал обладать всеми правами на будущие разработки, а переговоры с Вилли Мессершмиттом зашли в тупик. В итоге братья Хортен были вынуждены вернуться в люфтваффе, где личное знакомство с одним из руководителей немало поспособствовало продвижению работ. С новым финансированием они собрали опытный учебный самолёт Horten Ho VII, оборудовали его двумя 210-сильными моторами и собирались использовать для исследований, которые впоследствии послужили фундаментом для разработки реактивного самолёта.

Реактивное «летающее крыло»

«Летающее крыло». / Фото: https://alternathistory.com

«Летающее крыло». / Фото: https://alternathistory.com


Впрочем, везло им недолго. В 1943 году Министерство авиации переключилось на другие проблемы, а проект лишился поддержки и финансирования. Благо, Вальтер и Реймар Хортены уже обладали серьёзным конструкторским опытом и некоторыми возможностями, поэтому они самостоятельно приступили к сборке реактивного истребителя Horten Ho IX. Правда, они сильно рисковали, поскольку за такую самодеятельность вполне могли попасть под трибунал, но в 1944 году проектом заинтересовался сам Геринг. Он оценил перспективы, и работа над реактивным самолётом новой конструкции Horten Ho IX закипела с новой силой.

Horten Ho IX. / Фото: https://simbad.artstation.com

Horten Ho IX. / Фото: https://simbad.artstation.com


Конструкторы совершенно справедливо полагали, что ключевым моментом в достижении высокой скорости было минимальное сопротивление воздушному потоку, отсюда и совершенно плоская форма самолёта. У него не было даже хвостового оперения, для маневрирования использовались элероны и спойлеры на поверхности крыла. Фактически у всего корпуса было только два выдающихся за его плавные линии элемента – кабина пилота и двигатели, которые оказались слишком большими для такой конструкции.

Horten Ho IX. / Фото: https://asasdeferro.blogspot.com

Horten Ho IX. / Фото: https://asasdeferro.blogspot.com


Чтобы снизить вес Horten Ho IX, конструкторы практически полностью отказались от использования металла. У самолёта была опорная сварная конструкция из стальной трубы и часть обшивки из стального листа, прикрывающая двигатели. Всё остальное изготавливалось из дерева. Поверх трубы монтировалась деревянная рама, которая потом обшивалась фанерой.

Horten Ho 229. / Фото: https://warbirdphotographs.com

Horten Ho 229. / Фото: https://warbirdphotographs.com


Поскольку передняя часть крыла должна была выдерживать большую нагрузку, её изготовили из композита – смешанных с резиной деревянных опилок. В крыльях размещались мягкие топливные баки, рассчитанные каждый на 1500 литров, также на самолёт планировалось установить четыре пушки. В качестве силовой установки на Horten Ho IX поставили два газотурбинных двигателя Junkers Jumo 004. Расчётная грузоподъёмность составляла 2 тонны.

Horten Ho 229. / Фото: https://warbirdphotographs.com

Horten Ho 229. / Фото: https://warbirdphotographs.com


Лётные испытания Horten Ho 229, как назвали модель для серийного производства, провели в начале 1945 года, результаты же оказались впечатляющими. Первые полёты проходили с выпущенным на всякий случай шасси, поэтому о хорошей аэродинамике говорить не приходилось, но даже так удалось достичь скорости 300 км/ч. С убранным шасси скорость возросла до 795 км/ч. Правда, далеко улететь он не смог, упал, разбился и сгорел. Серийный выпуск самолёта наладить не успели, город, в котором базировалось предприятие, был захвачен американцами. Теперь можно только гадать, смогли бы конструкторы преодолеть такие серьёзные недостатки «летающего крыла», как плохая устойчивость в воздухе и низкая маневренность.

Из-за своих недостатков самолёт типа «летающее крыло» не прижился, как и самолёт с вертикальным взлётом и посадкой.


Обратите внимание:







3373
1.04.2023 15:45
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё