Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



После Второй мировой войны началось возвышение Соединенных Штатов Америки. В гонке вооружений американцы делали упор в первую очередь на развитие флота и особенно авианосных групп. Советский Союз попытался ответить на этот вызов разработкой стратегических бомбардировщиков и подводных лодок, способных переносить в том числе и ядерное оружие. Одной из наиболее удачных и перспективных разработок советских конструкторов в этой области была субмарина К-222 проекта 661 «Анчар».


Не построенная К-161 того же проекта. |Фото: hdpic.club.

Не построенная К-161 того же проекта. |Фото: hdpic.club.


В декабре 1959 года в Советском Союзе было выпущено постановление ЦК и Совмина о разработке скоростной подлодки нового типа, а также о проведении изысканий в области энергетических установок для подводных кораблей. Работа в этой области была поручена ЦКБ-16, которое также известно, как СПМБМ «Малахит». После нескольких лет напряженной работы советские конструкторы предложили подлодку принципиально нового типа с титановым корпусом, улучшенной атомной установкой и новейшей пусковой установкой с возможность запуска крылатых ракет из подводного состояния. Проект субмарины получил название 661 «Анчар», а первой заложенной в рамках проекта субмарины был присвоен индекс К-222.

Одна из самых быстрых подлодок. |Фото: artyushenkooleg.ru.

Одна из самых быстрых подлодок. |Фото: artyushenkooleg.ru.


Строительство подводной лодки растянулось на много лет. Проект утвердили еще в 1961 году. Закладка субмарины на заводе «Севмаш» была осуществлена уже в 1962. Однако «провозились» со строительством аж до 1968 года. Связано это с тем, что К-222 была уникальной в своем роде. Ничего подобного до проекта «Анчар» не пытались построить ни в Советском Союзе, ни в мире. На тот момент на всей планете не было специалистов, способных работать с титановым сплавом на том уровне, который требовался для строительства 222-ой. Поэтому корпус субмарины создавался путем многочисленных проб и ошибок. Накопления драгоценного опыта советскими инженерами оплачивалось порчей по-настоящему «золотых» титановых заготовок. Наконец в 1969 году субмарины приняли в состав флота.

Самая быстрая и дорогая субмарина. |Фото: ria.ru.

Самая быстрая и дорогая субмарина. |Фото: ria.ru.


Тогда же начались и первые испытания. С самого начала К-222 нашла, чем удивить. По расчётам конструкторов при 80% нагрузке силовой установки субмарина должна была разгоняться до 38 узлов (70 км/ч). Однако, вместо этого подлодка смогла набрать скорость в 42 узла (77.3 км/ч.). В 1970 году на мерной миле субмарину получилось разогнать и вовсе до 44.7 узлов (82.7 км/ч) при полной загруженности силовой установки. Для сравнения, скорость большинства торпед 1950-1970-х годов составляла 20-35 узлов. Например, советская 533-мм СЭТ-53 разгонялась всего до 29 узлов. А модифицированная уже в современной России советская торпеда 53-65 разгоняется до 68.5 узлов.

Золотая рыбка Советского Союза. ¦Фото: drive2.ru.

Золотая рыбка Советского Союза. ¦Фото: drive2.ru.


Во время испытаний 1971 года советская подлодка К-222 наткнулась на американскую авианосную группу во главе с USS Saratoga, построенном в 1922 году. Заслуженный авианесущий крейсер на «полных котлах» двигался со скоростью 34 узла (63 км/ч). Советские подводники с 222-ой «подразнили» американских моряков дважды пройдя под авианосцем на максимальной скорости. Поначалу американцы даже не могли поверить, что субмарина способна двигаться с такой скоростью. Увы, как уже можно было догадаться, сверхбыстрая К-222 с титановым корпусом оказалась слишком дорогой игрушкой даже для страны Советов. Во время строительства инженеры иронично прозвали субмарину «золотая рыбка». И хотя проект свернули, накопленный в процессе работы над «Анчаром» опыт используется до сих пор. Самая же субмарина прослужила на флоте до 1988 года пока не была списана. Утилизировали «рыбку» в 2015 году.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про АПЛ «Дмитрий Донской»: почему подлодку называют самой опасной в мире.


Обратите внимание:







3481
1.03.2023 21:00
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё