Советский завод ЕрАЗ был хорошо известен на всю страну благодаря своей продукции. Предприятие сделало немало интересных машин, выпуском которых оно занималось вплоть до 2002 года. В конечном итоге завод постигла судьба многих других советских предприятий. Он был упразднен по причине банкротства и распродан. Сегодня же пришло время вспомнить наиболее знаковые и интересные модели предприятия.
После Второй мировой войны в Советском Союзе началась вторая волна индустриализации. Страна нуждалась в огромном количестве автомобилей и грузовиков, а потому новые машиностроительные предприятия росли по всей стране как грибы после дождя. Одним из новых заводов стал ЕрАЗ, основанный 31 декабря 1964 года. Сотрудники будущего предприятия учились и стажировались на таких известных советских предприятиях, как Рижская автобусная фабрика и Ульяновский автомобильный завод. Специализироваться новый завод должен был на выпуске фургонов и микроавтобусов.
1. ЕрАЗ-762
В современном исполнении. |Фото: drive2.ru.
Первая модель фургона, собранная на армянском предприятии. Выпущен 762-ой был в 1966 году. По сути, первая модель являлась не слишком сильно переделанным автобусом РАФ. У машины даже не было боковых ребер жесткости. Тем не менее, модель выпускалась до 1976 года. На базе этой модели было сделано несколько модификаций. Например, ЕрАЗ-762Р – фургон-холодильник для нужд пищевой промышленности и советской торговли. В 1976 на свет появился ЕрАЗ-762Б с ребрами жесткости. Этот фургон выпускался уже до 1981 года.
2. ЕрАЗ-762ВГП
Такой вот микроавтобус. |Фото: автогурман.com.
На базе 762-го был сделан в том числе пассажирский автобус. В свет машина вышла в 1988 году и выпускалась до середины 1990-х. В течение почти 7 лет у машины несколько раз менялся дизайн. По своим техническим характеристикам микроавтобус ничем не отличался от грузовых автомобилей семейства.
3. ЕрАЗ-762П
Использовался в турзонах. |Фото: popmech.ru.
На базе 762-го фургона активно выпускались модификации открытых грузовиков, а также разнообразных тягачей. Наиболее знаковой можно считать модификацию «П», которая была одни из таких тягачей и использовалась для буксировки пассажирского прогулочного поезда. Увидеть такие можно было в курортных городах Советского Союза.
4. ЕрАЗ-762ВДП
Грузопассажирский вариант. |Фото: ya.ru.
Уже после крушения Советского Союза в 1992 году на свет появилась помесь пассажирского и грузового фургона. Модель ЕрАЗ-762ВДП стала одной из наиболее ярких и показательных попыток завода «крутиться» в новых социально-экономических реалиях и крайне непростом финансовом положении.
5. ЕрАЗ-37307
Первый капотный автомобиль завода. ¦Фото: m.fishki.net.
В 1968 году на свет появился первый капотный прототип, созданный инженерами армянского предприятия. В дальнейшем вплоть до 1990-х годов на базе платформы ЕрАЗ-37307 создавались самые разные машины от микроавтобуса и дома на колесах, до передвижной ремонтной станции и мобильного пункта ГАИ.
Видео с нашего канала расскажет о том, правда ли, что советский ЗИЛ-130 «слизали» с западных образцов:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про 5 малоизвестных российских автомобильных компаний, модели которых сбивают с толку.